Депутаты помешают закрытию больниц
В Госдуме собираются бороться за то, чтобы реорганизации в системе здравоохранения шли под контролем населения
Комитет Госдумы по охране здоровья рекомендовал принять в первом чтении законопроект, запрещающий реорганизовывать и ликвидировать больницы и поликлиники без согласия специальной комиссии по оценке последствий такого решения. В сельской местности одобрить подобный шаг должны и местные жители.
Цифры скажут всё
Один из авторов законопроекта, председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Фургал (ЛДПР) призвал вынести рассмотрение этого законопроекта на ближайшее пленарное заседание. Препятствием для депутатов не станет даже тот факт, что Правительство до сих пор не предоставило отзыв на эту инициативу. «Даже в том случае, если отзыв на законопроект не будет предоставлен в ближайшее время, мы всё равно предложим коллегам рассмотреть его на следующей неделе, — сказал депутат. — Это вопрос слишком важный, и нельзя дальше пускать процесс на самотёк».По сведениям парламентариев, общее количество медучреждений продолжает сокращаться. Причина — проводимые региональными властями реорганизации в сфере здравоохранения. «Согласно статистическим данным, число больничных организаций в Российской Федерации в 2000 году составляло 10 704, в 2005 году — 9479, в 2010 году — 6308, а в 2013 году, по сведениям Минздрава России, их число составило 4398. Тревожная ситуация складывается и с продолжающимся сокращением количества специализированных диспансеров.Так, количество противотуберкулёзных диспансеров в 2000 году составляло 493, а в 2013 г. — уже 235, онкологических в 2000 году — 116, в 2013 году — 101, психоневрологических в 2000 году — 164, в 2013 году — 99, наркологических в 2000 году — 203, в 2013 году — 96, врачебно-физкультурных в 2000 году — 156, в 2013 году — 81», — указано в пояснительной записке к законопроекту.
Быстрыми темпами уменьшается и количество станций скорой медицинской помощи. Если 16 лет назад их было 3172, то в 2013 году — уже 2704. Число врачебных бригад сократилось на 964 (на 6,0%).
«В последние годы мы столкнулись с довольно неприятной тенденцией: сначала в регионах проводится «оптимизация» медицинских организаций путём присоединения одной больницы к другой, появляется одно юридическое лицо, с филиалами. А когда заходит речь о сокращении структурных подразделений, у местных властей очень легко поднимается рука на то, чтобы сократить, к примеру, станцию скорой помощи в филиале. И никакого не волнует, что этот филиал расположен на расстоянии десятков километров от основной медицинской организации», — рассказала член Комитета Госдумы по охране здоровья Лариса Фечина.
Правительство хранит молчание
Тем не менее с принятием законопроекта могут возникнуть проблемы. Так, в Минздраве уже готовят свои предложения по развитию «первичного звена» на селе в зависимости от количества населения. Что же касается инициативы парламентариев, то, как сообщили присутствующие на заседании комитета представители министерства, к инициативе имеются замечания у финансового блока Правительства. В частности, в Минфине считают, что проведение опроса среди местных жителей потребует определённых расходов, а значит, заверения парламентариев в том, что обсуждаемый законопроект не повлечёт дополнительной нагрузки на бюджет, неверны. Депутаты подобной позиции не поняли.По словам одного из авторов законопроекта, первого заместителя председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Николая Герасименко, логика представителей финансового блока Правительства свидетельствует о непрофессионализме чиновников. «Проведение опроса среди сельских жителей не несёт какой-то серьёзной финансовой нагрузки. Но если даже предположить, что какие-то деньги на это потребуются, совершенно очевидно, что выделяться они будут из муниципальных бюджетов», — сказал он. Обсуждаемый законопроект — не первая попытка законодателей регламентировать процесс закрытия и реорганизации больниц и поликлиник, напомнил Сергей Фургал. Предыдущие варианты законопроекта были отклонены как раз из-за того, что в них закладывалась дополнительная нагрузка на федеральный бюджет. «Но в этом варианте такого положения нет», — подчеркнул он.
В то, что в итоге законопроект будет принят, верит заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Дорофеев. «Мы не предлагаем ввести некие принципиально новые правила, — пояснил он в разговоре с корреспондентом «Парламентской газеты». — Порядок реорганизации и ликвидации, описанный в нашем законопроекте, уже действует в системе образования. Что плохого, если мы распространим этот порядок на медицинские организации?» По словам депутата, в прошлом году положения законопроекта детально обсуждались с представителями различных ветвей власти, и в итоге «удалось найти устраивающую всех трактовку».