Не поражение Трампа и не победа Клинтон
Результаты кокусов в Айове сулят президентскую гонку куда более интересную, чем предыдущая
Начнём с некоторых уточнений. В штате Айова состоялись кокусы, а не праймериз, то есть первичные выборы. Кокусы — это партийные собрания, на которых происходит голосование по нескольким кандидатурам от данной партии. По результатам выстраиваются рейтинги претендентов. А первые праймериз пройдут 9 февраля в штате Нью-Хэмпшир. Это уже будет некая имитация выборов. Почему процедура и называется первичными президентскими выборами.
Праймериз решают не всё
Многие коллеги поспешили назвать айовские кокусы праймериз. Как мы уже установили, это не одно и то же. Весьма известное издание вынесло в заголовок даже такое словосочетание, как «первичные праймериз», что напоминает надписи «горячие хот-доги» на соответствующих ларьках.Но посмотрим на результаты кокусов в Айове. Начнём с республиканцев. Сегодня они более интересны, поскольку всё идёт к их победе. Демократы американцам порядком надоели и в ноябре победят едва ли. Эксперимент с темнокожим президентом был беспроигрышным. В случае успеха можно было в который раз обыграть и американскую мечту, и страну равных возможностей. В случае неуспеха — сказать: вы хотели этого, вы получили, что хотели. Президентство Обамы получилось ни особо успешным, ни совсем провальным. Оно получилось никаким. А, как говаривал король Лир, из ничего и выйдет ничего. В ноябре, скорее всего, так оно и будет.
Среди республиканцев в Айове победил до сих пор мало кому известный Тед Круз. Он сын уехавшего с Кубы бывшего соратника Фиделя Кастро. Тед родился в канадском Калгари. Однако рос и учился уже в США, в Техасе. От этого штата он и стал первым сенатором латиноамериканского происхождения.
Дональд Трамп в Айове стал вторым с не так уж большим отставанием. Он, кстати, такой результат своим поражением не считает. И правильно. Население Айовы весьма религиозно, на что в своей кампании и делал упор Тед Круз, всячески декларируя приверженность постулатам. Дональд Трамп тоже решил продемонстрировать религиозность и процитировал Библию, но переврал текст, что весьма расстроило и даже рассердило жителей Айовы с вытекающими последствиями.
И тем не менее для Трампа ещё ничто не потеряно. Посмотрим, что будет в Нью-Хэмпшире и дальше.
Клинтон всего на три десятых процента оторвалась от самопровозглашённого социалиста 74-летнего Берни Сандерса. Однако, по смешным и курьёзным американским избирательным правилам, на партийном съезде экс-госсекретаря будут представлять 25 делегатов, а политического ветерана лишь 21.
На Айову принято очень сильно ориентироваться. Она, мол, определяет будущего президента. Это не так. Рейган, например, в свое время Айову просто проигнорировал, а президентом стал.
Кто лучше для нас
На вопрос, кто из нынешних кандидатов в результате будет лучше для нас, для американо-российских отношений, можно с полным основанием ответить слегка перефразированным изречением Сталина: все они хуже. И в этом нет ничего ужасного. Великий дипломат и многолетний наш посол в Соединённых Штатах Анатолий Добрынин говорил, что наши лучшие отношения с этой страной — плохие отношения. Девяностые годы и нынешнее время полностью подтвердили справедливость его слов. Так что особо заморачиваться на предмет того, кто лучше, а кто хуже, не стоит. В итоге, усевшись в Белом доме, все усредняются.Как справедливо заметил, выступая в пресс-центре «Парламентской газеты», заместитель председателя Комитета Государственной Думы по международным делам Александр Романович, в любом случае победит партия «Единая Америка», а её республиканское или демократическое крыло — не так уж и важно.