Антикризисный план: искусство кройки и житья
Правительство договаривается, как будет поднимать экономику
Тридцать с лишним дней страна жила без внятного госбюджета с неопределённым дефицитом. Прошёл уже месяц 2016-го, кризисного года, а Правительство России ещё не выработало план, как же оно будет действовать. Наконец, 2 февраля в кабмине созвали совещание, посвящённое проекту «плана действий по обеспечению стабильного социально-экономического развития России в 2016 году». Совещание — скромно сказано, скорее, заседание неформального антикризисного штаба, ведь в мероприятии приняло участие фактически всё руководство — от представителей Центробанка до администрации Президента, — ответственное за экономику и социальную сферу страны.
Денег добавят. Но немного
В течение предшествующей недели в прессе появлялись разрозненные сведения о том, по каким направлениям идёт дискуссия. Нового ничего не было: министерства и ведомства в своих предложениях просили больше денег, набросав заявок аж на триллион семьсот миллиардов рублей, Минфин эти заявки в большинстве своём отвергал, совершенно справедливо аргументируя, что ресурсов в рамках нынешней финансовой политики взять неоткуда. Изначально, по словам министра экономического развития Алексея Улюкаева, стоимость антикризисных мероприятий была определена в 750 миллиардов рублей. Правда, есть маленькая хитрость: в эту цифру включены уже заложенные в бюджет 310 миллиардов рублей, предназначенных на поддержку регионов, власти которых ответственны за социальную поддержку малообеспеченных и неимущих, которых, по данным Росстата, насчитывается 22 миллиона человек, и их число, очевидно, будет расти.Другим источником средств определён антикризисный фонд Правительства в 220 миллиардов рублей. Соответственно, необходимо было найти источники финансирования примерно на 220 миллиардов рублей, чтобы выйти на намеченную цифру в 750 миллиардов. Кажется, немного, но в экономике с дефицитом бюджета в три процента, сделать это проблематично.
Отказали селу и медицине
Именно поэтому Минфин отказался финансировать примерно треть затрат, предусмотренных проектом антикризисного плана. В средствах массовой информации появились сообщения, что ведомство категорически возражает против 37 пунктов плана с расходами общей стоимостью около 210 миллиардов рублей. Минфин не поддержал заявку на дополнительное финансирование сельского хозяйства (23 миллиарда рублей), отказано в дополнительном субсидировании скидки на отечественную сельхозтехнику (10 миллиардов) и очередную докапитализацию «Росагролизинга». Минфин не счёл возможным поддержать и лекарственное обеспечение граждан, для чего требовалось 16 миллиардов рублей (для сравнения — на дополнительное финансирование Высшей школы экономики в бюджете-2016 предусмотрено 11 миллиардов рублей).Также отказано в помощи оборонному сектору в части дополнительного стимулирования научных разработок — требовался 21 миллиард рублей.
После минфиновского «чистилища» в последней версии документа осталось 86 из 91 пункта, а общая стоимость затрат снизилась до 731 миллиарда рублей. При этом расходы из правительственного антикризисного фонда сократились на треть, с 220 миллиардов до 150 миллиардов рублей.
Окончательно в проекте плана антикризисные мероприятия сведены в два раздела, как сообщил, открывая совещание, премьер-министр Дмитрий Медведев. Первый раздел содержит перечень оперативных мер, призванных сохранить социальную стабильность и поддержать корневые отрасли экономики. Вторая часть — и это принципиальное новшество — посвящена структурной перестройке экономики, чрезвычайно важному процессу, без которого невозможно добиться в полной мере самостоятельности во внутренней и внешней политике.
Цели, бесспорно, определены правильные: как подчеркнул на совещании Дмитрий Медведев, надо поддержать отрасли, помощь которым даст максимальный эффект: автомобильную промышленность, жилищное строительство, лёгкую промышленность, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение… Вот только денег на это предусмотрено маловато, всё же 400 миллиардов рублей — не те суммы, которые могут изменить многолетнее инерционное развитие экономики в топливно-сырьевом направлении. Бесспорно, удовлетворить первоначальные запросы промышленности и социальной сферы — а это, напомню, 1 триллион 700 миллиардов — могло бы финансирование по разумным антикризисным ставкам со стороны Центробанка России с его золотовалютными резервами в семь триллионов рублей. Однако в рамках нынешней монетаристско-либеральной стратегии это, очевидно, исключено. Видимо, эта же стратегия определила и другую принципиальную особенность проекта правительственного плана: совершенно неясно, насколько системны и взаимосвязаны между собой его мероприятия. Скажем, соответствует ли ожидающееся увеличение производства автомобилей платёжеспособному спросу населения. Или насколько актуальна поддержка жилищного строительства при падающих доходах потенциальных потребителей и не есть ли дополнительное финансирование этого сектора завуалированной помощью частным девелоперам с их мощными лоббистскими возможностями?
Остаётся надеяться, что эти и другие возможные изъяны в первой осмысленной попытке Правительства перейти к системному планированию будут проанализированы в дальнейшей работе над документом. Особые надежды — на обсуждение антикризисных мер на встрече с депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, о необходимости которой заявил Дмитрий Медведев.