Ищем спасение в «государственном» спирте
Сможет ли госмонополия на производство алкоголя избавить бюджет-2016 от секвестра
Немедленное введение госмонополии на производство алкогольной продукции — одна из мер, которая позволит избежать нового сокращения расходов бюджета-2016. Такое заявление сделал лидер думской фракции КПРФ Геннадий Зюганов. Между тем не все парламентарии согласны с тем, что государство должно становиться собственником алкогольных производств — по мнению оппонентов, власти достаточно навести порядок на рынке и решить кадровый вопрос в Росалкогольрегулировании.
Размер катастрофы посчитать никто не может
Лидер КПРФ подверг своей «фирменной» критике действия Правительства, которое намерено в ближайшее время провести новое сокращение расходов бюджета нынешнего года. Замечание Геннадия Зюганова о том, что бюджет «урезан по самую хряпку», сразу же стало новым политическим «хитом». Между тем главный думский коммунист не ограничился только критикой, а сделал ряд предложений, как наполнить бюджет без сокращений расходов. Наряду с тем, чтобы заставить национальное богатство страны работать на каждого гражданина России, а не на «кучку упырей», и сократить отток валюты из страны, Геннадий Зюганов предложил срочно ввести госмонополию в спиртоводочной промышленности. «Это позволит использовать огромные реальные финансовые ресурсы для решения проблем — социальных прежде всего»,— пояснил он.Коллеги по фракции лидера поддерживают. Глава Комитета Госдумы по вопросам собственности Сергей Гаврилов напомнил, что мера эта предлагалась и ранее. «Сейчас контроль Росалкогольрегулирования явно недостаточен — у нас наблюдается резкий рост алкогольного фальсификата и неучтённой спиртоводочной продукции. По нашим оценкам, если ввести госмонополию на алкогольную продукцию и установить жёсткий госконтроль за таможней, то только благодаря этим двум решениям доходы бюджета прирастут на 1,5 триллиона рублей», — подчеркнул парламентарий.
Полтора триллиона рублей — сумма, которая позволит сократить почти половину дефицита бюджета на текущий год. Напомним, что одно из последних предложений национализировать производство алкоголя в России прозвучало в Совете Федерации во время знакового и очень жёсткого разговора сенаторов с главой Росалкогольрегулирования Игорем Чуяном — чуть более месяца назад его сделал член Совета Федерации Игорь Чернышёв. А спикер палаты регионов Валентина Матвиенко обратила внимание на то, что суммы потерь бюджета называются катастрофические — от 200 до 270 миллиардов рублей. Но ещё большая катастрофа в том, что никто не имеет возможности точно посчитать эти потери! Хотя в том, что они огромны, ни у кого из экспертов сомнений нет: Росалкогольрегулирование официально признаёт, что доля фальсифицированного алкоголя в России составляет более 60 процентов, а доля легально произведённого алкоголя снизилась в 2014 году до… 35 процентов! То есть только треть произведённого алкоголя в нашей стране «работает» на бюджет. При этом сенатор Игорь Чернышёв считает, что национализация алкогольного сектора сможет как минимум на четверть увеличить доходы бюджета.
Доход доходу рознь
Если немедленно ввести госмонополию, то ни о каком новом урезании доходов бюджета речь уже идти не будет — такова версия КПРФ. Стоит отметить, что предложение давно гуляет по Госдуме — его в том или ином виде делали представители всех фракций. Правда, не все согласны, что ужесточение регулирования алкогольного рынка — самый эффективный метод пополнения доходной части бюджета. Так, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов считает, что есть более надёжные источники пополнения госказны — это ликвидация консолидированных групп налогоплательщиков и введение прогрессивной шкалы налогообложения и налога на роскошь. «Это более просчитанные действия, которые дадут реальные доходы бюджету», — уверен Емельянов.Не раз выступали за монополизацию алкогольного рынка государством и в ЛДПР — об этом напомнил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Вадим Деньгин. По его словам, сегодня люди начинают с новой силой «гнать спирт» в домашних условиях не только из желания заработать — они элементарно боятся отравиться контрафактной водкой. «Это новый виток спаивания нации, и то, что государство должно владеть «контрольным пакетом» на алкоголь, должно быть поддержано «железно». Тем более что это спасёт бюджет от сокращений расходов», — отметил парламентарий. И добавил, что риск развязывания «алкогольных войн» в ответ на введение госмонополии минимален — Вадим Деньгин считает, что государство имеет все силы и возможности обеспечить порядок на алкогольном рынке и необходима только политическая воля.
«Замучаемся ловить и сажать новых управленцев…»
В Совете Федерации к последним заявлениям лидера КПРФ относятся с меньшим энтузиазмом. Общее настроение таково, что в ходе кампании по выборам в Госдуму, которая только стартовала, нам придётся слышать немало подобных политических идей. Вместе с тем вопрос введения госмонополии на алкогольное производство нельзя решать без выверенного плана действий. Например, заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Сергей Шатиров убеждён — в контексте введения монополии на алкоголь ключевым словом должно стать «взвешенно», а не «немедленно». Как человек имеющий опыт работы в Скандинавских странах — в частности, в Норвегии, — он обратил внимание на то, что даже такая жёсткая монополия государства на алкогольную продукцию, как скандинавская, помогает решить две главнейшие задачи — это укрепление здоровья граждан (как морального, так и физического) и серьёзная поддержка госбюджета. «Государственное регулирование идёт на пользу, и выпускать здесь «вожжи из рук» власти не целесообразно. Вместе с этим мы прекрасно знаем примеры из истории не только России, но и США, когда перегибы в таком регулировании лишь играют на руку нелегалам.Стоит вспомнить, что именно Комитет Совфеда по экономической политике прорабатывал вопрос госрегулирования алкогольного рынка перед громким «правительственным часом» в декабре. По мнению сенаторов, алкогольный сегмент нашей экономики целесообразно оградить от влияния лоббистов, и решения должны приниматься исключительно в интересах государства. Между тем коллега Сергея Шатирова по комитету сенатор Николай Власенко категорически не поддерживает предложение Геннадия Зюганова. По его убеждению, госмонополии всегда менее эффективны, чем бизнес-структуры, поэтому государство должно через налоги и улучшение контроля обеспечивать условия для наиболее эффективной работы федерального агентства, которое занимается регулированием рынка — в данном случае алкогольного. «Мы же не можем просто прийти и забрать частные заводы — государство должно их выкупать, ставить на них свою команду. А где брать деньги на выкуп заводов, если и так расходы бюджета сокращаются?» — заметил парламентарий.
По мнению Николая Власенко, необходимо навести элементарный порядок на алкорынке, а не монополизировать его. При этом сенатор сообщил, что за прошлый год все госмонополии РФ перечислили в бюджет лишь 0,7 процента от прибыли — остальное убедили отправить на развитие, инвестиции, закупки новых технологий и т.д. «И на алкогольном рынке, если ввести госмонополию, несколько лет будет твориться бардак — замучаемся ловить и сажать управленцев, которые придут на алкорынок от государства. Поэтому убеждён, что государство не должно становиться собственником спиртоводочных производств. Есть у нас примеры, когда на рынке появляются компании, которые отодвигают других конкурентов за рекордно короткие сроки. И «растут» эти компании как эксклюзивные поставщики той же водки явно не без помощи госчиновников. Зачем нам плодить такие инциденты? Всё должно развиваться в честной и прозрачной конкуренции, которую должен обеспечивать государственный контроль», — подчеркнул Николай Власенко.