Аптеки заберут «под колпак»
Правительство хочет контролировать цены на лекарства по всей стране
Уже скоро в России может появиться централизованная система государственного контроля в сфере здравоохранения. Ранее, совместно озадачившись этим вопросом, Минздрав и Росздравнадзор разработали и внесли на рассмотрение в Госдуму соответствующий законопроект. Документ планируется к рассмотрению до конца января. Инициатива в первую очередь касается пресечения хаотичной практики формирования цен на лекарства, особенно на жизненно необходимые. Пока каждый регион здесь сам устанавливает правила и осуществляет контроль.
Одна на всех судьба
Система госконтроля также будет предусматривать перераспределение полномочий, в том числе по осуществлению лицензионного контроля за аптечными организациями. Кроме того, должна будет снизиться контрольная нагрузка на субъекты. По данным Минздрава, с конца 2015 года розничные цены на жизненно важные лекарственные препараты выросли на 7,3%. Это на лекарства стоимостью до 500 рублей, а те, что свыше, подорожали на 3,5%. В первую очередь цены растут из-за роста курса валют, ведь почти во всех лекарствах присутствуют импортные составляющие.Если правительственные поправки в статьи 14 и 15 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» будут приняты, то будет исключено дублирование контрольно-надзорных функций и полномочий федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Дополнительных средств из федерального бюджета и бюджетов всех уровней на функционирование системы как таковой не потребуется. Правда, предполагается увеличение штатной численности Росздравнадзора, а также объёма дополнительных бюджетных ассигнований на эти цели. Деньги должны появиться, если регионы не будут больше осуществлять контроль, то есть те средства, которые раньше выделялись на его обеспечение, пойдут в Росздравнадзор.
Кроме того, в случае принятия закона его реализация потребует подготовки ряда постановлений Правительства, регулирующих изменение штатной численности Росздравнадзора, наделение его полномочиями по осуществлению лицензионного контроля в различных сферах, а также устанавливающих механизм передачи Росздравнадзору денежных средств, недвижимого и иного имущества, используемого для реализации этих полномочий.
Может, Правительство погорячилось?
А вот глава Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский сомневается, что Минфин предоставит Росздравнадзору дополнительные средства. При этом сенатор отметил, что сама функция централизованного контроля за ценообразованием нужна, ведь сейчас стоимость на одни и те же лекарства, услуги и пособия каждый регион назначает по-своему. И возникают соответствующие вопросы к политикам и к законодателям, в частности. С другой стороны, считает сенатор, заниматься регулированием и централизацией, а также отслеживанием всего и вся чревато превращением системы в громоздкую неповоротливую машину: «Смотреть пристально, как какое-то ведомство производит закупки в том или ином регионе, — занятие пустое, но, конечно, кто-то должен контролировать цены на жизненно необходимые препараты и нужные для лечения редких заболеваний препараты».В свою очередь, директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович считает, что есть несколько вариантов сдерживания цен. Первый касается государственного субсидирования жизненно необходимых лекарств, второй включает в себя обязательное увеличение конкуренции, а третий — это импортозамещение, то есть выход на отечественные субстанции и материалы, хотя это довольно дорого. «Сейчас, поскольку и производство лекарств, и цены централизованно не регулируются, встречаются случаи, когда в одной области устанавливается наценка в 15%, а в другой — 150% на тот же препарат», — сказал эксперт, добавив, что сегодня также нужно создать нормальный предпринимательский климат и устранить административные барьеры для бизнесменов. Кроме того, Остапкович уверен, что ключевой фактор роста не завышение цен в аптеках, а сама организация системы лекарственного обеспечения в стране.
Европейский пример
В странах Евросоюза расходы на лекарственные средства ежегодно растут в среднем на 4—5% ввиду старения населения и роста доли хронических заболеваний, появления новых дорогостоящих лекарственных средств, давления фармпроизводителей, а также повышения информированности населения. Возьмём для примера Германию. К важнейшим компонентам лекарственной политики этой страны относятся:— Выбор основных (важнейших) лекарственных средств. Ввиду практической невозможности исчерпывающего финансирования государственным сектором и системой медицинского страхования закупок всех представленных на рынке лекарственных средств необходим выбор приоритетов. Данные приоритеты фиксируются в Перечне основных лекарственных средств, позволяющих удовлетворять приоритетные медико-социальные потребности населения с учётом особенностей заболеваемости и возможностей национальной фармацевтической промышленности.
— Рациональное использование лекарственных средств. Здесь подразумевается, что пациент получает лекарственное средство в строгом соответствии с клиническими показаниями, в индивидуально подобранных дозах, в течение необходимого срока, по обоснованной для него и для общества стоимости. Важнейшими элементами стимулирования рационального использования лекарственных средств являются система стандартов лечения, мониторинг практики назначения лекарств врачами, разрешение аналоговой замены в аптеках, регулярное повышение квалификации специалистов медицинского и фармацевтического профиля и др.
— Доступность цен на лекарственные средства. Стоимость рассматривается как важный фактор доступности для населения основных лекарственных средств. Способами повышения экономической доступности лекарственных средств в ФРГ являются: рост занятости населения, повышение уровня бюджетного финансирования системы здравоохранения, возмещение затрат через государственные страховые механизмы, поощрение потребления воспроизведённых лекарственных средств (дженериков), поддержка местного производства, развитие конкуренции, механизмы регулирования импорта и др.
— Финансирование лекарственного обеспечения. Согласно международным нормам, право на медицинскую помощь является всеобщим. Всеобщая доступность медицинской помощи в Германии включает в себя лекарственное обеспечение, реализуемое посредством развития системы возмещения расходов на лекарственные средства как государственного, так частного медицинского страхования, увеличение государственных расходов на лечение отдельных распространённых заболеваний.
— Система фармацевтического снабжения. В Германии совершенствуется практика закупок лекарств, которая включает следующие основные принципы: эффективное и прозрачное управление аптеками и больничными кассами, выбор и расчёт количества необходимых лекарств, конкуренция, обеспечение качества лекарственных препаратов, система предварительной аттестации и контроля поставщиков, обеспечение лекарственными средствами в чрезвычайных ситуациях и др.
— Регулирование рынка и обеспечение качества лекарственных средств. Общемировой тенденцией является гармонизация нормативов и форм контроля
Государственная политика Германии в сфере лекарственного обеспечения направлена на сдерживание расходов на лекарственные средства. Среди механизмов такого сдерживания выделяются:
1. Формирование ограничительного Перечня лекарственных средств. В Германии существуют незначительные ограничения по покрытию расходов на лекарственные средства больничными кассами, например, исключены препараты для лечения «обычных» заболеваний (простуда, грибковые заболевания, слабительные препараты). Обычно фармпроизводитель подаёт заявку на включение в перечень, которую затем рассматривает специальная комиссия в соответствии с утверждёнными жёсткими требованиями.
2. Использование дополнительных источников финансирования — соплатежи населения. В Германии фиксированные соплатежи составляют от 2 до 10 евро. Введение доплат мотивирует пациентов к применению более дешёвых препаратов, в том числе и воспроизведённых лекарственных средств (дженериков).
3. Регулирование ценообразования и формирование референтной цены для возмещения расходов на лекарственные средства из общественных источников. В Германии существуют референтные цены по базовым препаратам, также жёстко регулируется торговая надбавка.
4. Ограничение выписки лекарственных средств. Для этого врачами составляются протоколы лечения и клинические рекомендации, в которые включаются только препараты, имеющие доказанную терапевтическую и экономическую эффективность. Данные рекомендации и протоколы составляются и широко обсуждаются с участием профессиональных врачебных сообществ. Использование клинических рекомендаций контролируется надзорными органами и аккредитационными учреждениями. В Германии, как и в ряде других стран (Франция, Англия), существуют лимиты бюджета для врачей общей практики и врачей-специалистов, работающих в амбулаторно-поликлинических учреждениях, при превышении которых они подвергаются штрафным санкциям. В Германии также ограничения по выписке лекарственных средств предусмотрены в контрактах с врачами.
5. Увеличение доли воспроизведённых лекарственных средств (дженериков) в структуре расходов на лекарственные средства.
Данная мера реализуется как на уровне формирования вышеуказанного перечня, так и самими врачами при выписке рецепта. Как известно, дженерики в разных странах составляют различную долю в общих расходах на лекарственные средства — от 5% в Австрии (это связано с невысокими ценами на оригинальные лекарственные средства) до 22% в Англии. В Германии эта доля достаточно высока — до 40%.
6. Эффективная и контролируемая организация поставки лекарственных средств конечному потребителю. Лекарства отпускаются только аптеками, имеющими специальные лицензии. Установлена максимальная общая торговая (оптовая и розничная) наценка, которая составляет около 20%.