Меняешь доллары? Запасайся справками
Банк России ужесточает правила обмена наличной валюты
С 28 декабря Банк России ввёл новые правила (положение 499-П), согласно которым при совершении операций купли-продажи валюты на сумму свыше 15 тысяч рублей или эквивалента в иностранной валюте банки будут обязаны проводить процедуру полной идентификации клиентов.
Процедура упрощённой идентификации больше не используется. Теперь, помимо паспортных данных и самого паспорта, потребуется индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН), контактная информация и иные сведения по требованию банка. Все эти данные будут записаны в специальную анкету.
Ужесточение валютообменных правил Центробанк объясняет необходимостью выполнять требования Федерального закона № 115 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма». Правда, закон этот принят ещё в 2001 году, а его последние изменения были внесены в июне этого года и никаких указаний на необходимость требовать дополнительные документы и информацию при обмене валюты не содержат. Так что, видимо, истинная причина, по которой главный финансовый регулятор принял такое решение, кроется в другом.
Пострадают ли спекулянты?
Какие возможные варианты? Бороться с преступными доходами таким способом весьма проблематично: в России научились сотнями регистрировать фиктивные предприятия для совершения не совсем правомерных операций, так что злоумышленникам-террористам или финансистам-мошенникам не составит особого труда найти десяток-другой доверчивых сограждан и использовать их паспорта.Может быть, Центробанк имел в виду ограничить действия валютных спекулянтов, о которых год назад во время валютного кризиса, припоминаю, нелестно отозвался Президент РФ Владимир Путин (но тут же был одёрнут хором либеральных экономистов во главе с Алексеем Кудриным)? Да, есть такая проблема, в Москве и крупных городах появилась многочисленная прослойка граждан, которые, имея несколько десятков, а порой и сотен тысяч долларов, в течение дня-двух, используя колебания валютного курса, получают ощутимую, 2—3 процента, прибыль. Последний пример — в течение 23—25 декабря доллар упал на полтора рубля, затем вырос на рубль.
При капитале в 100 тысяч долларов можно было получить за эти дни наличными доход в 250 000 рублей, или три с половиной тысячи долларов, 3,5 процента. Это сумасшедшая прибыль, в пересчете на год — 170 процентов в валюте! При этом валютные спекулянты, не произведя реального продукта, потратят доход на вполне конкретные земные блага, раскручивая инфляцию, с которой борется Центробанк. Но посчитаем: в Москве примерно тысяча (плюс-минус сто) обменников, законных и не совсем. Валовый оборот может составлять до максимум 50 миллионов долларов в день.
Цифра, конечно, внушает, но она не идёт ни в какое сравнение с объёмами торгов на Московской межбанковской валютной бирже — 22 миллиарда долларов (полтора триллиона рублей, или 60 процентов дефицита федерального бюджета) в день в среднем, к примеру, в октябре 2015 года, причём объёмы эти достигают пика именно в периоды наиболее резких колебаний курса! Вот где настоящие валютные спекулянты, чьи действия не только ощутимо влияют на инфляцию, но и позволяют управлять курсом в своекорыстных интересах. Не случайно упомянутые валютные скачки декабря слабо соотносились с изменениями нефтяных цен.
Наши родные отечественные брокеры, за которыми стоят известные банки, раскачивают торги, получая не подкреплённую товарным наполнением прибыль. А финансовые ресурсы для этого под разными благовидными предлогами им предоставляет Центробанк, как показал опыт годичной давности: тогда средства, предназначенные для «поддержания стабильности банковской системы», тут же оказались на валютном рынке, банки их прокрутили и вернули, оставив себе немалую прибыль. Эту бы технологию да в государственных целях, чтобы закрыть дефицит федерального бюджета! Но Центробанк отказывается: повысится процент инфляции. То, что этот процент с выгодой для себя раскручивают частные банки, видимо, вполне приемлемо.
Внятных причин не видно
Так что не с тем спекулянтом борется Центробанк. Да и что можно инкриминировать человеку, который за день, предположим, два-три раза поменяет десять или даже сто тысяч долларов? Законов он не нарушает, доказывать, откуда деньги, не обязан, а если и будет необходимость — можно найти не одно объяснение. Поставить его на заметку в правоохранительных органах или спецслужбах? Никаких штатных расписаний не хватит, чтобы отрабатывать подобную информацию. Да и других методов выявлять террористов, уверен, хватает.Так что ни внятных причин, ни реальных целей у нововведения обнаружить не удалось. Если не считать того прозаичного факта, что выгоду могут получить те же самые валютные брокеры, назойливую рекламу которых, уверен, знает каждый пользователь Интернета. Они зазывают зарегистрироваться у них и поспекулировать валютой прямо из дома, «без очередей и нервов» в наличных обменниках.
Может быть, они убедили руководителей Центробанка принять новые правила, чтобы простимулировать людей отказаться от обмена наличной валюты и воспользоваться небесплатными услугами брокеров? В это, конечно, слабо верится, ведь общеизвестно, что в банках работают исключительно честные и порядочные люди, у которых слова «взятка», «откат», «распил» вызывают обморок.