Важно не устройство бомбы, а то, кто её пронёс
Эксперты размышляют над схожестью взрывных устройств террористов в самолёте А231 и в московских домах в 1999 году
18 ноября официальное издание запрещённой в России террористической организации «Исламское государство» Dabiq опубликовало фотографию бомбы, которая, вероятно, взорвалась 31 октября на борту российского самолёта A321 над Синаем. А сегодня эксперты, изучив досконально снимок, уже начали делать первые выводы. По их данным, мощность самодельного взрывного устройства составила до одного килограмма в тротиловом эквиваленте, а механизм приведения взрывного устройства в действие идентичен тем, что взорвали дома в Москве на улице Гурьянова 8 сентября и на Каширском шоссе 13 сентября 1999 года.
Взрывчатка пока не установлена
По предварительной версии, взрывчатка размещалась не в багажном отделении, а под одним из пассажирских кресел в последнем ряду по правому борту лайнера. После взрыва образовалась пробоина в обшивке, что привело к взрывной разгерметизации салона.На фотографии, которая уже облетела весь Интернет, изображена жестяная банка из-под прохладительного напитка и устройство с проводами — стандартный электродетонатор и электровыключатель. К нему изолентой примотан коробок, где, вероятнее всего, размещена батарейка и микросхема-таймер, настроенная на отложенное срабатывание. Единственное различие между бомбами 1999 и 2015 года в том, что продающиеся сейчас электронные таймеры не превышают размерами небольшую монету. А 16 лет назад террористы использовали электронные часы.
При этом выяснить, какое именно вещество было заложено в бомбе, пока не удалось. По версии специалистов, бомбу на борт самолёта мог занести кто-то из сотрудников обслуживающего персонала аэропорта Шарм-эль-Шейха, например, уборщики салона или рабочие, доставлявшие еду и багаж.
По утверждению запрещённой в РФ группировки «Исламское государство», бомбу на самолёт террористы пронесли, обнаружив лазейку в системе безопасности аэропорта Шарм-эш-Шейха. Боевики заявили, что изначально планировали взорвать самолёт одной из западных стран, но изменили планы после того, как Россия начала наносить авиаудары по позициям ИГ в Сирии.
ИГ — это великий пропагандист
О том, что нелогично привязывать версию с устройством бомбы к организаторам терактов в Москве 16 лет назад или к технологиям и к месту производства этих взрывных устройств, сказал заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Олег Денисенко. Он уверен, что говорить о том, что это взрывное устройство было изготовлено по той же схеме, что и в 1999 году, можно, но эта информация далее за собой ничего не несёт. «Есть сложные схемы взрывчатки, есть более простые. Например, существуют патроны и снаряды, которые выпускаются на одном заводе. И что? Мне кажется, что раздувать факт с самодельным взрывным устройством не нужно», — сказал депутат.Более категоричным оказался президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров. «Мне лично, как и большинству людей, уверен, безразлично, каким непосредственно взрывным устройством были убиты 224 ни в чём неповинных человека», — заявил Гончаров. Он добавил, что примитивное устройство этой бомбы не открытие и в Интернете при желании можно найти большое количество способов изготовления бомбы. «Мы же понимаем, что пронести такое устройство на борт лайнера чрезвычайно сложно. То есть если бомба состояла из жидкостных параметров, то это было фактически невозможно сделать, не подкупив сотрудников аэропорта», — предположил Сергей Гончаров. Он уверен, что главный вывод из всей ситуации с фотографией и проведёнными аналогиями должен быть сделан следующий — ИГ по уровню своей пропаганды в СМИ однозначно выигрывает у всего мира: «То, что они вбросили в Сеть эту фотографию, свидетельствует о желании запутать следствие и продолжать запугивать граждан мира».
17 ноября в Кремле состоялось совещание по итогам расследования причин крушения А321 под председательством Владимира Путина, где глава ФСБ РФ Александр Бортников сообщил, что на борту лайнера сработало самодельное взрывное устройство.
Крупнейшая авиакатастрофа в истории российской и советской авиации произошла 31 октября: самолёт A321 авиакомпании «Когалымавиа», направлявшийся из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, разбился на Синайском полуострове. На борту находились 224 человека, все они погибли. Во вторник, 17 ноября, глава ФСБ РФ Александр Бортников заявил, что причиной крушения стал теракт. За данные о людях, причастных к взрыву бомбы на борту самолёта, объявлено вознаграждение в 50 миллионов долларов. Президент РФ Владимир Путин поручил МИД России обратиться к партнёрам страны, чтобы найти и наказать виновных в теракте на борту российского самолёта.