День жестянщика отменят?
Депутаты Северо-Запада России требуют штрафовать водителей, разъезжающих зимой на летней резине
Во многих городах России уже успел выпасть первый снег на радость детям и автослесарям. Малыши слепили снежных баб и поиграли в снежки, а труженики автомастерских хорошо заработали. Ведь для многих водителей, как всегда, зима пришла внезапно и они не успели сменить летние шины на зимние. Тянули до последнего и в итоге оказались на скользкой дороге с резиной, совершенно для этого неприспособленной. Ну и разбили машины и свои, и чужие. Не случайно день, когда выпадает первый снег, в России зовётся днём жестянщика.
Регламент надо соблюдать
А ведь 2015 год — первый, когда в нашей стране официально запрещено ездить зимой на летней резине. С 1 января вступил в силу Технический регламент Таможенного союза.— В нём прописаны все требования для колёс, — рассказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак. — И глубина протектора, и маркировка, и шипы. Этот техрегламент — наднациональное законодательство и оно имеет преимущество перед внутренними законами страны.
В соответствии с этим документом Правительство РФ прописало в «Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», что с 1 декабря по 1 марта глубина протектора на шинах легковушек не может быть менее четырёх миллиметров. К тому же на резине должна быть маркировка: пиктограмма горы с тремя пиками и снежинкой в центре плюс буквы M и S. Правда, это постановление не действует. А всё потому, что наказания за его нарушение практически нет.
В Кодексе об административных нарушениях есть санкция на этот счёт, но не за езду на неправильном типе шин, а за эксплуатацию транспортного средства, не соответствующего тем самым «Основным положениям». Она предусматривает наказание в виде либо предупреждения, либо штрафа 500 рублей. Все признают, что эта мера неэффективная: и кара слишком мягкая, и её неотвратимость под большим вопросом — на дорогах страны пока не замечены сотрудники ГИБДД, которые бы с линейкой следили, соответствуют ли колёса проезжающих автомобилей требованиям.
Или «переобувайся», или плати серьёзный штраф
Между тем уже больше пяти лет депутаты разных уровней пытаются ввести штрафы именно за использование шин не по сезону. Но всё безуспешно. В 2010 году Госдума отклонила первый законопроект на эту тему, в 2013—2014 — ещё несколько. Но теперь узаконить наказание придётся: Технический регламент Таможенного союза это требует.Уже готово сразу несколько законопроектов на эту тему. Особенно усердно их предлагают парламентарии Северо-Запада: они буквально бомбардируют Госдуму и Правительство проектами законов, постановлений, поправок, предписывающих карать водителей, «обувающих» колёса в шины не по сезону. Дважды инициатором был Петербург, не отстаёт и Карелия, Глава которой Александр Худилайнен давно просит установить сроки обязательного использования зимних покрышек. Сейчас эти требования подхватил Мурманск. Правда, тамошняя областная дума пошла иным путём: она не сама предлагает поправки в законы, а просит их написать Правительство РФ. Чтобы в КоАП наконец появились штрафы для тех, кто ездит зимой на летней резине, а закон «О безопасности дорожного движения» давал бы регионам право самим устанавливать, когда у них начинаются зимний и летний сезоны. Это обращение уже подержали депутаты Заксобрания Ленобласти.
А ещё в Госдуме давно пылится законопроект сенаторов Вадима Тюльпанова, Андрея Клишаса, экс-сенатора Константина Добрынина и депутата ГД Сергея Тена. В нём предусмотрен штраф в две тысячи рублей за использование неправильной резины.
— Первое чтение будет в декабре, — сообщил Вадим Тюльпанов. — Надеюсь, закон всё же примут. Сейчас он особенно актуален: из-за кризиса люди стали экономить, не покупают зимнюю резину, вот и получается день жестянщика.
— Штраф необходим, — уверен Михаил Брячак. — Человек, который не соблюдает нормы безопасности на дороге, представляет угрозу не только себе, но и другим.
Впрочем, глава комиссии Госдумы по транспорту Евгений Москвичёв считает, что две тысячи — это слишком мягкое наказание. Размер штрафа должен быть сопоставим с ценой комплекта зимней резины, только тогда водители задумаются, что им выгоднее — «переобуться» или заплатить серьёзные деньги. Десять тысяч — в самый раз, полагает Москвичёв.
— Я думаю, основная дискуссия развернётся как раз по размерам штрафов, — сказал Брячак. — Лично я выступаю за средний вариант — пять тысяч. На первое время это будет профилактической, предупредительной мерой.