Опасное сближение на подлёте к Женеве
Кто виноват в воздушном инциденте со швейцарским истребителем и самолетом, в котором летел председатель Госдумы Сергей Нарышкин
Утром 19 октября в воздушном пространстве Франции истребитель швейцарских ВВС пролетел в опасной близости с российским лайнером, следовавшим в Женеву с парламентской делегацией во главе со спикером Государственной Думы Сергеем Нарышкиным.
Чей самолёт?
Первоначально считалось, что самолёт был французским. Для объяснения причин инцидента в МИД РФ был вызван посол Франции Жан-Морис Рипер к заместителю министра иностранных дел РФ Алексею Мешкову. В МИДе подчеркнули, что «подобные действия Парижа подрывают возможность использования Франции в качестве места проведения многосторонних встреч и переговоров».О недружественном шаге Парижа высказались и некоторые российские парламентарии. «Опасное сближение авиалайнера ВВС Франции с самолетом, в котором находился председатель Госдумы России, явно не сблизит отношения двух стран», — написал в своем Twitter заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александр Сидякин.
Позднее Минобороны Франции открестилось от участия своих ВВС в произошедшем с российским лайнером. Париж подчеркнул, что это был швейцарский самолет. Вскоре было установлено, что это был F/A-18 (вооруженных сил) Швейцарии, вылетевший из Биля в 10.20.
Как заявил РИА Новости пресс-секретарь Федерального департамента Швейцарии по обороне, гражданской безопасности и спорту Питер Миндер (Peter Minder), это была абсолютно нормальная акция. Истребитель проверил номера российского самолета, направляющегося в Женеву. «Это стандартная процедура, и никакой «опасной близости» не было», — сказал он.
Смутный спутный след
Как заявил Сергей Нарышкин, сам он истребителя не видел, но коллеги заметили его на подлёте к Женеве. По словам авиационных экспертов,визуальное обнаружение военного самолёта с борта лайнера означает, что истребитель сблизился на опасное расстояние.
Директор авиационного учебного центра РГУФКСМиТ Александр Солодовников пояснил, что согласно нормам, прописанным Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), самолёт, следующий по международным воздушным трассам не должен подвергаться опасности. Нормами также подробно регламентировано на каком удалении и дистанции должны следовать воздушные суда в продольном, вертикальном и боковом эшелонировании.
- В воздушном пространстве, которое контролируют диспетчерские службы, разница между самолётами, к примеру, в продольном эшелонировании должна составлять десять или двадцать километров, — заявил эксперт. — Если хотя бы на километр ближе, это уже нарушение.
По словам бывшего лётчика, сближение гражданского лайнера со скоростным истребителем хотя бы на пять километров очень опасно. «Если реактивный самолёт пролетит впереди, лайнер может попасть в спутный след — возмущенную область воздуха, образующуюся за движущимся летательным аппаратом, — рассказал он. — У боевых самолётов с крылом изменяемой стреловидности спутный след на больших углах очень сильный».
В любом случае, считает эксперт, инцидент должен быть тщательно расследован, чтобы установить имела ли место преднамеренная провокация, или это была грубая ошибка военного пилота.
По мнению военного эксперта, главного редактора журнала «Национальная оборона» Игоря Коротченко, для фактического перехвата российского самолета не может существовать никакого рационального мотива. «Произошедшее выглядит, как грубые и провокационные действия. Российский самолет шёл установленным эшелоном и все необходимые согласования были, разумеется, получены», — заявил он «Парламентской газете». Эксперт уверен, что российский МИД должен сделать всё возможное для исключения повторения аналогичных инцидентов в будущем.