Вопрос недели: как нам ответить Западу на санкции?
Пока в отношении России были применены лишь точечные санкции, бьющие по высокопоставленным госслужащим и ряду предпринимателей. Россия в долгу не оставалась и до сих пор отвечала зеркально. Теперь звучат новые угрозы, такие как исключение из ПАСЕ, NASA под давлением правительства США было вынуждено прекратить сотрудничество с Россией в космической области, НАТО в очередной раз собирается расширяться дальше на восток, хотя после вывода советских войск из Германии блок обещал этого не делать — на эти санкции ответить зеркально уже не получится. Так как же нам ответить на эти санкции Запада? С таким вопросом на этой неделе мы обратились к нашим парламентариям.
Дмитрий Саблин, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности:
Надо меньше реагировать на всякого рода санкции, которые, по сути, являются внутренними проблемами тех, кто эти самые санкции выдвигает. А что такое ПАСЕ для нас? Мы живём в разных мирах, у нас разное представление об очень многих вещах. Они бы задумались о том, что не Россия придумала этот Майдан, не она его финансировала и довела ситуацию до вооружённого государственного переворота в Киеве. А потому, считаю, что ещё не известно, кто кому должен предъявлять санкции.
Степан Киричук, председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера:
Мы должны спокойно реагировать на выпады со стороны Европы и США. Это спокойствие не означает согласие с происходящим, но оно должно показывать нашу уверенность в собственной правоте. Россия не сделала ничего противоправного: Крым захотел домой и его там приняли.
Что касается ПАСЕ, то своими порывами они сегодня секут сами себя, как та унтер — офицерская вдова. Сегодня у России есть одна большая привилегия — делать внутреннюю политику и определять внешнюю так, как выгодно российскому народу. Никогда мы не будем жить под диктовку. А без России ПАСЕ мгновенно обеднеет. Как бы они не старались, Россия всё равно в Европе, и отрицать эту очевидность глупо. Мне кажется, что Европарламент в своём нынешнем поведении, прежде всего, заботится о себе и хочет показать своим избирателям, что они устроили борьбу с мировым злом. Жаль, не понимают главного: с Россией нужно не бороться, а дружить!
Виктор Косоуров, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике:
Россия должна быть очень взвешена в своей реакции на санкции, которые ей выдвигают. Мы же понимаем, что решение по поводу Крыма было не безотчётным действием, а подуманным решением, основанным на наших традиционных ценностях и вековой истории.
Понятно, что Россия обязательно будет реагировать на выпады Запада, но это будет происходить с чувством собственного достоинства, пропуская многое как совершенно незначительное. Обидно, что приходится опускаться до такого уровня, терять время, вместо того, чтобы цивилизованно, в переговорах, искать выход из сложившихся сегодня отношений с западными странами.
Василий Шамбир, депутат Мурманской областной Думы:
- Что касается экономических санкций в отношении России, то, по мнению многих специалистов, это — обоюдоострое оружие. Возможно, западные политики сами убедили себя двадцатилетней демагогией о том, что экономическое сотрудничество с нашей страной — это некое благодеяние.
На самом деле, бенефициарами этого взаимодействия в большей мере являются иностранные партнеры. И если идеологи в США и Европе могут этого не понимать, то западное бизнес-сообщество осознает это очень ясно. И громогласные заявления о грядущих санкциях скорее рано, чем поздно, наткнутся на противодействие экономического истеблишмента (который, в конечном итоге, и определяет политическую игру).
Иное дело, что для России как раз было бы выгодно вернуться к политике умеренного протекционизма для своих производственных предприятий и взять курс на импортозамещение на рынках товаров и услуг. И сегодня для этого открываются весьма благоприятные условия. Если такой подход можно обозначить, как встречные санкции, то да, они были бы нам полезны.
Николай Разворотнев, член Комитета Госдумы по образованию, фракция КПРФ:
Меры, которые Запад продолжает применять против нас вполне в скором времени могут получить адекватный ответ. Если они будут продолжать нас наклонять, то нам что, не отвечать?! Наши «каратели» должны четко понимать, что если пытаются наказать Россию, скажем, в торгово-экономическом плане, то этот шаг будет иметь эффект бумеранга — сами же пострадают в первую очередь.
Андрей Туманов, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция «Справедливая Россия»:
- Конечно, по логике Россия должна применить санкции. Но дело в том, что нынешняя современная политика, собственно, как и политика во все времена, функционирует по принципу — самый сильный всегда прав. Это как в школьном классе есть слабый ученик, значит он всегда не прав, все на него будут вешать. Вот мы сейчас находимся в положении этого школьника. Поэтому наша самая главная задача сейчас не вякать и огрызаться, а просто постепенно становиться сильнее. Если ты самый дохлый в классе — иди в тренажерный зал и тренируйся. Докажи всем, что ты силен. У сильных больше друзей.
Николай Харитонов, председатель Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ:
- Ничего не надо отвечать. В начале 90-х годов я 8 лет представлял Россию в Европарламенте. Нас приняли в ПАСЕ при одном условии, что мы отменим смертную казнь. Кроме негатива, в отношении России ничего больше не говорилось в ПАСЕ. Сегодня, думаю, необходимо приостановить наше членство в этой организации до конца года — до тех пор, пока соответствующие международные институты не разберутся в том, что произошло и происходит на Украине с правовой точки зрения.
Франц Клинцевич, заместитель председателя Комитета Госдумы по обороне, фракция «Единая Россия»:
- Я бы проигнорировал санкции. Россия абсолютно самодостаточная и серьёзная страна. И если в мире находятся люди, которые считают, что Россию можно изолировать и наказать, они жестоко ошибаются. С Россией можно только вести диалог. Всё, что связано с ПАСЕ, надо игнорировать, и делать своё дело, а люди к нам потянутся. Сегодня Россию любят и уважают, и голос России звучит сегодня в каждом уголке земного шара, потому что все знают, что это — голос справедливости. Если наша делегация поедет в Страсбург, а диалога не получится, они должны встать и выйти из зала. ПАСЕ надо покинуть первыми, прежде чем нас исключат.
Валерий Черешнев, председатель Комитета Госдумы по науке и наукоёмким технологиям, фракция «Справедливая Россия»:
- А как Россия может ответить? Нужно продолжать спокойную и взвешенную внешнюю политику, отвечать на вопросы, разъяснять. На Западе до сих пор некоторые думают, что в Крыму голосовали под дулом автомата. Они себе вбили в голову, что произошёл захват Крыма, и нужно им разъяснять, что это не так. И что самое главное — нынешняя ситуация должна стать мощным толчком для развития отечественной промышленности и науки.
Подготовили Ксения Редичкина, Мария Соколова, Сергей Гарифуллин