«Решение CAS нарушает принципы Олимпийской хартии»
МОК не защищает права российских спортсменов, а ведёт с ними «нечистоплотную» войну
Решение об отстранении российской сборной по лёгкой атлетике от участия в Олимпиаде нарушает права человека и портит репутацию Международного олимпийского комитета. Наши спортсмены могут обратиться за защитой в Европейский суд по правам человека. Между тем МОК как высшая спортивная инстанция может допустить сборную России по лёгкой атлетике к участию в Олимпийских играх. «Парламентской газете» ситуацию разъяснил председатель Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России Сергей Алексеев.
- Сергей Викторович, насколько правомерно решение об отстранении наших легкоатлетов?
- С точки зрения международного права это совершенно неправильное решение. Оно отменяет презумпцию невиновности «чистых» спортсменов, которая провозглашена в основополагающих конвенциях, подкрепляющих права человека. Это устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, конвенция о защите прав и свобод и другие документы. Их нормы не вправе отменять даже международные соглашения, не говоря уже о внутринациональной общественной организации, такой как CAS.
Но с точки зрения спортивного права процедура была простая. Есть нормативные документы Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF), которые принимаются с участием всех международных федераций. Далее Совет IAAF голосует большинством голосов за отстранение Федерации лёгкой атлетики России. Всё сделано чисто, в соответствии с внутренними положениями IAAF.
Но права человека стоят выше, чем спортивное право. И здесь налицо прямое нарушение права на труд, деловой репутации. Почему спортсмены несут ответственность, не имея никакой вины? Здесь есть и политическая дискриминация, которую запрещают не только международные конвенции, но и сама Олимпийская хартия. Кстати, одна из глазных функций МОК — следить за пресечением политической дискриминации. Нарушается и принцип равенства, так как дело касается спортсменов отдельной страны.
- Какие действия могут теперь предпринять российские легкоатлеты?
- Они могут обжаловать решение CAS в Национальном суде общей юрисдикции Швейцарии. Следующая инстанция — Европейский суд по правам человека. Параллельно надо обратиться в комиссии по правам человека при ООН, Европейском союзе. Нужно добиваться признания несоответствия решений IAAF и CAS международным общепринятым конвенциям. Кстати, Елена Исинбаева уже говорила, что будет добиваться правды в ЕСПЧ. Я бы предложил подать коллективный иск.
- Но до Олимпиады всё равно не успеть?
- Конечно. Всё продумано до мелочей и всё делается в последний момент, чтобы российские функционеры не успели опомниться. Но в том, что мы не успеем, есть и наша вина. Надо было подавать иск в CAS, когда всё ещё только началось, — в ноябре. И надо было выражать не только соглашательскую позицию, что мы всё исправим и т.п. Дипломатия — это, конечно, хорошо. Но по тем вопросам, которые не соответствуют действительности, нужно было выступить жёстче. Тогда в МОК увидели бы, что мы боремся. Надо всё делать своевременно, а не тянуть до последнего.
- Если Европейский суд по правам человека оправдает легкоатлетов, им выплатят какие-то компенсации?
- Поскольку здесь есть упущенная выгода, речь может идти о каких-то финансовых компенсациях. Но это вопрос времени, потому что в Европейском суде дела длятся годами. Обращаться туда следует, в первую очередь для того, чтобы показать международным спортивным чиновникам, что Россия борется и отстаивает свои права.
Вообще, получается, что само руководство МОК нарушает Олимпийскую хартию. Решение об отстранении российской легкоатлетической федерации было принято 18 июня, а уже 21 июня глава МОК Томас Бах говорит, что они согласны и уважают решения IAAF. Как так? Что такое МОК? Международное министерство спорта, самая главная верховная структура в спорте по всем вопросам, в том числе и по отстранению невиновных спортсменов. Прежде чем поддержать такое решение, МОК должен был убедиться в его правильности. Получается, что МОК не выполняет своих контрольных функций.
Следует обратить внимание, что всё руководство IAAF сейчас находится под следствием — и по коррупции, и по подмене допинг-проб. И при этом они «спихивают» вину на Россию. Тех российских спортсменов, у которых были положительные допинг-пробы, наказали, — всё чисто. А коллективная ответственность неуместна. Спортсмены в индивидуальных видах спорта тем более не могут нести ответственность за нарушителей.
- Может ли МОК дать «обратный ход» событиям и разрешить легкоатлетам выступить в РИО или решение уже окончательное?
- С формальной юридической точки зрения Международный спортивный арбитраж по своему статусу — высшая юрисдикционная инстанция, формально независимая от МОК. И МОК, как любая другая спортивная организация, подчиняется решениям CAS. Но спортивное право мягкое, и поскольку здесь налицо существенное нарушение прав большой группы олимпийцев, то МОК может разрешить российской сборной участвовать в Олимпиаде. Это примерно как в случае смертной казни — глава государства вправе помиловать приговорённого.
Конечно, если Томас Бах примет такое решение, то это подчеркнёт компетентность МОК, обязанность которого — защищать права олимпийцев и обеспечивать автономию спорта от политики — спорт должен быть вне политики. Но маловероятно, что наших спортсменов допустят. Всё это продуманная допинговая война, продолжение политических и экономических санкций, военного давления на Россию. Идёт «нечистоплотная» война с российскими спортсменами. Большей частью обвинения основаны на показаниях экс-главы Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова, который сам находится под следствием и заявлял, что сам организовывал всю преступную схему. Это недопустимые доказательства, а других прямых доказательств нет.
- Могут ли отстранить от Олимпиады всю российскую сборную?
- В принципе, к тому всё идёт. Но я надеюсь, что решение останется «половинчатым» — Томас Бах дипломат и опытный человек. Если всю сборную не допустят, это будет апокалипсис и беспрецедентное решение. В истории спорта это было только один раз со сборной ЮАР, но там были доказаны международные преступления, политика апартеида в течение нескольких лет. Но в случае с Россией обвинения построены на домыслах. На основании этого принимаются такие судьбоносные решения, разрушающие всю олимпийскую систему. Кстати, ситуация деморализует и других спортсменов. Если невиновного могут в любой момент «выкинуть» из олимпийской семьи и лишить прав на участие в международных соревнованиях, то какой смысл отдавать лучшие годы жизни на подготовку к Олимпиаде?..
Беседовала Мария Соколова