Татьяна Москалькова: От Украины нам остались в Крыму огромные затратные проблемы
Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова недавно вернулась из Республики Крым, где проводила приём граждан, посещала следственный изолятор, общалась с простыми людьми. Омбудсмен рассказала «Парламентской газете» о проблемах, которые заботят крымчан, а также почему, несмотря на просьбы российской стороны, Украина не торопится забирать своих осуждённых граждан из Крыма.
- Татьяна Николаевна, какими проблемами с вами поделились в Крыму?
- Я провела приём граждан и в Симферополе и в Севастополе. В общей сложности я лично приняла и выслушала более ста человек. В основном всё проблемные вопросы являются украинским «наследством». Не работает программа расселения из ветхого и аварийного жилья, буксуют программы помощи молодым семьям, многодетным семьям, детям-сиротам. У тысяч людей не оформлена собственность на земельные участки и на недвижимость, на строения, которые возведены. А стало быть, у них нет никакого статуса со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями — наследование, совершенствование гражданско-правовых сделок. И это тоже очень большая проблема, которую необходимо решать.
Практически не строилось жильё для расселения из ветхого и аварийного фонда. Я своими глазами видела два пятиэтажных дома, где нет воды и туалетов, элементарных удобств. Туда двадцать лет назад заселили людей и в течение года обещали расселить, но они живут там по сей день. Нужно строить новое жильё, чтобы расселить людей.
- Какие ещё вопросы предстоит решать?
- У нас есть проблема военнослужащих, которые были уволены из Вооружённых сил Украины и остались в Крыму. Сейчас они получили российское гражданство и претендуют на получение жилья. Но стоит вопрос, как их встраивать в очередь на получение квартиры? Если российские военнослужащие не могут быть уволены без получения жилья или сертификата на него или денежной субсидии, то в Украине был другой порядок, они получали жильё и будучи уволенными из Вооружённых сил. Сейчас эти бывшие украинские военнослужащие приписаны к расформированным теперь воинским частям, и стоит даже вопрос — где они должны регистрироваться, в каких домах. Ведь это были дома, закрепленные за воинскими частями.
- Посещали ли вы исправительные учреждения?
- Главная проблема, что долгие годы в Крыму не строились следственные изоляторы, а изоляторы временного содержания размещались, как правило, в подвалах. Теперь правоохранительные органы их, конечно же, не используют. Я побывала в СИЗО №1, это постройка чуть ли не екатерининских времен и сейчас оно перенаселено. Сейчас решается вопрос о землеотводе и о постройке новых следственных изоляторов в Симферополе и Севастополе. Деньги на севастопольский изолятор уже выделены, сейчас проходит утверждение проекта. Пока же в СИЗО, рассчитанном на 800 мест, содержится больше тысячи обвиняемых, что, конечно же, недопустимо. Правда, во времена Украины там содержалось более четырёх тысяч человек! Я вообще не представляю, как они там находились и в каком там люди были состоянии. Вот такие проблемы достались нам в наследство, они огромные, затратные.
И кстати, в СИЗО я встречалась с заключёнными из числа крымских татар по просьбе их родственников. Они высказали незначительные пожелания по условиям содержания, которые были сразу же удовлетворены
- Известно, что на территории Крыма отбывают наказание украинские граждане. Что с ними делать?
- Действительно, в исправительном учреждении Крыма отбывают наказание 16 украинских граждан. Эти люди совершили преступление на территории, которая ранее принадлежала Украине, в тот момент они были гражданами этого государства. Вопросами их передачи занимается Минюст, в настоящее время идут переговоры с украинской стороной. Они идут сложно, поскольку Украина по-прежнему считает Крым своей территорией, то там убеждены, что передавать никого никуда не надо. Украинцы не спешат заключать с нами договор о передаче, поскольку это бы означало признание Крыма российской территорией.
- Однако и оснований содержать их на территории России нет?
- Конечно, поскольку это иностранные граждане, то согласно Минской конвенции они подлежат передаче украинской стороне для последующего отбытия наказания в страну своего гражданства. Однако реакции Киева до сих пор нет. Вместо ответа украинские уполномоченные по правам человека продолжают слать российским коллегам резкие письма с антироссийской риторикой.
- Планируете ли вы контролировать, как будут решаться проблемные вопросы в Крыму?
- Я привезла все ходатайства, создала группу из числа сотрудников аппарата Уполномоченного по правам человека, они будут туда выезжать и контролировать решение проблем.
Беседовал Дмитрий Олишевский
Ещё материалы: Татьяна Москалькова