Виктор Павленко: Если ситуация с капремонтом не наладится, то можно ждать народного взрыва
О том, как должны решаться проблемы со взносами на капитальный ремонт и управляющими компаниями, в чём особенность развития арктических территорий России, как сохраняют лес в отдельно взятом регионе страны, а также почему мэры городов должны отвечать за всё, что в них происходит в пресс-центре «Парламентской газеты» в рамках проекта «Знакомство с сенатором» рассказал член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Виктор Павленко.
«Считаю идею Фонда капремонта хорошей»
- Виктор Николаевич, вы 8 лет были мэром Архангельска - север, непростые климатические условия, средний бюджет. Как там решалась актуальная для многих городов России проблема переселения граждан из аварийного жилья?- В Архангельске — порядка 6500 жилых домов, 4200 из них — деревянные. А уже из них 1500 находятся в ветхом и аварийном состоянии. Есть 185-й Федеральный закон, согласно которому, чтобы участвовать в программе переселения, надо выполнить ряд условий. В частности, обеспечение приборами учёта электроэнергии и воды. С этим пунктом у нас были проблемы. Но, в итоге, преодолев трудности, запустили строительство. И тут возникла другая проблема — подрядчики. С ними тоже, порой, нелегко, а за все эти неурядицы и их устранение отвечает, конечно, мэр.
- Ещё одна тема, которая сегодня волнует почти всех россиян — взносы на капремонт. Как вы считаете, этот вопрос когда-нибудь утрясётся?
- Хочу напомнить, что даже при советской власти жители благоустроенных домов имели больший размер квартплаты, чем те, кто проживал, скажем, в деревянных постройках. Потом, после приватизации жилья, система изменилась. Лично я считаю идею создания Фонда капитального ремонта хорошей. Но в любом деле нужна настройка механизма, в том числе и этого. А то часто получается так, что дом новый, люди платят в ипотеку за квартиры в нём, да ещё и делают взносы на капремонт, который случится в далёком от них будущем. Кроме того, льготы должны быть исключительно для одиноких пенсионеров.
- Как думаете, с управляющими компаниями тут построже быть не надо?
- Давно пора не то, что построже, а жёстче к ним относиться. Они — коммерческие структуры. При этом должны не просто наживаться на деньгах граждан, но и делать реальные вещи. В частности, способствовать обязательному открытию домами спецсчетов для взносов на капремонт. Если всё будет в разболтанном состоянии, как сейчас, то можно ждать народного взрыва.
«Вопросы авиаобслуживания на севере стоят на первом месте»
- Как в Архангельской области решается вопрос перевозки пассажиров в труднодоступные районы?- Малые авиационные перевозки там такая же проблема, как и везде на северных территориях — местные авиалинии работают с трудом. И то, что до сих пор сохранены дотации государства на авиаперевозку в самые отдалённые районы области — заслуга правительства Архангельской области. И, кстати, мало кто знает, что Новая Земля и Земля Франца-Иосифа — это территории Архангельской области. Туда тоже доставляют пассажиров.
Вообще же вопросы авиационного обслуживания стоят на первом месте среди тех, что касаются развития арктических территорий России. И мы неоднократно все их поднимали на заседании Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации под председательством моего коллеги Вячеслава Штырова. Именно он, при поддержке спикера палаты регионов Валентины Матвиенко, стал инициатором обсуждения в Парламенте арктической темы.
- Что ещё, кроме развития малой авиации, тревожит в вопросах развития северных территорий?
- Тревожит всё. В первую очередь то, что до сих пор нет закона об Арктической зоне. Но ждать осталось недолго. К 1 сентября Правительство РФ должно представить на суд соответствующий документ. Кроме того, одна из ближайших задач — это новая редакция госпрограммы по развитию Арктики до 2020 года. К 1 апреля должно появиться соответствующее постановление кабмина. То есть срочно нужна законодательная база, которая потом будет наполняться различными программами развития транспорта и муниципальных образований. Также должны быть сформированы опоры зон развития Арктики с учётом исторических, экономических, транспортных показателей. Каждому арктическому региону будет отведена своя действенная роль.
- А про Северный морской путь не забыли?
- Ни в коем случае. Он должен стать альтернативой другим морским путям, которые сегодня обходятся дешевле: они длиннее, но выгоднее. Государство должно создать правовые условия, чтобы начать возрождать Северный морской путь. Я уже не говорю о военной составляющей этого вопроса.
Архангельск — тоже в арктической зоне. Это столица Арктики, хотя сейчас говорят, что это просто её исторические ворота. Но я с этим не согласен и считаю, что развитие Архангельской области как областного центра должно быть связано именно с разработкой арктических богатств.
«Лесной фонд надо использовать рационально»
- Как сегодня обстоят дела с другим богатством, которым владеет область? Я говорю о лесопромышленном кластере — одном из тех пяти, что расположены в России?- Делается очень многое, чтобы этот кластер сохранить. На юге области, кстати, располагаются большие лесоперерабатывающие комплексы с новейшим оборудованием, способные производить глубокую переработку древесины. Главная задача тут — рациональное использование лесного фонда и его восстановление, ведь поступления в бюджет области на 65% идут от деревообрабатывающей промышленности. Безболезненно для природы области можно вырубать ежегодно порядка 21 миллиона кубов леса, а сегодня рубится 9. Поэтому запасы большие, и возникают вопросы их транспортировки.
Есть такой проект «Белкомур» («БЕлое море-КОМи-УРал») как составная часть Северного транспортного коридора. Он должен помочь в решении проблемы. Но, опять же, без инвесторов не обойтись. Сейчас изъявили желание поучаствовать китайцы. Если дело пойдёт, то ряд задач по развитию Арктики и других северных территорий будут решены.
Беседовала Ксения Редичкина