Те, кто занимается детским отдыхом, попадут в единый реестр
Вице-спикер Совета Федерации Галина Карелова в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказала о сути законопроекта, посвящённого организации отдыха детей.
– Галина Николаевна, вы – один из авторов законопроекта «Об организации детского отдыха». Какова главная цель документа?
– Первое и основное – это обеспечить безопасность наших детей. Ведь сейчас все полномочия по организации детского отдыха переданы регионам и муниципалитетам. Летняя трагедия на Сямозере показала: в обеспечении безопасности детей нужна единая государственная политика. В законопроекте, о котором речь, уточнены полномочия и ответственность федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления за отдых детей и его безопасность.
– Разногласий при разработке документа не было?
– Не все позиции авторов инициативы совпали, поэтому не исключаю, что могут появиться дополнения ко второму чтению в Думе. Важно, что мы прописали базовые положения – уточнили сферы ответственности, общие требования к организаторам отдыха и оздоровления детей, в том числе требования по обеспечению их безопасности. Это меры антитеррористической направленности, охрана в детских лагерях, спасательные пункты в местах купания и так далее. Кроме того, предусмотрены профстандарты для людей, которые работают с детьми.
– Знаю, что большая дискуссия развернулась вокруг того, что лучше: реестр детских учреждений или их лицензирование. Вы как считаете?
– Эту тему мы долго обсуждали. Поначалу планировалось поручить Рособрнадзору лицензирование всех организаций отдыха и оздоровления детей, вне зависимости от форм собственности и направленности. Но подобный подход оказался уязвимым. Есть организации, которые не являются образовательными. Например, занимающиеся реабилитацией детей-инвалидов на базе существующих центров. Поэтому мы остановились на необходимости ввести федеральный реестр, прописав в законопроекте, кто отрабатывает его порядок, какие сведения в нём должны быть. И родители, и организаторы отдыха должны видеть, кто включён в реестр, насколько надёжны эти организации и насколько они отвечают требованиям безопасности.
– Но образовательные летние организации будут получать лицензию по-прежнему?
– Да, конечно. И санаторные организации как получали медицинскую лицензию, так и будут её получать. Учреждения социального обслуживания – их деятельность тоже отрегулирована. Тут не нужно ничего менять. Наша задача заключалась в том, чтобы прописать для всех стандарт безопасности, но не мешать существующей системе, развитию её инфраструктуры.
– Обязательное страхование детей в законе не появилось?
– Нет. У нас уже есть формы поддержки и помощи родителям, если ребёнок, например, получает травму, находясь в оздоровительном лагере. Хотя вопрос, как улучшить эту систему, не снят с повестки дня. Над ним надо работать. Если вводить страхование, как предлагают некоторые эксперты, это будут дополнительные расходы, которые повысят стоимость путёвки. Но мы ввели в законопроект другую норму – не только федеральный Центр, но и регионы могут оказывать в разной форме поддержку детям, которые находятся в трудной жизненной ситуации.
– С 1 января 2017 года заработает закон о социально значимых НКО. Что для них предусмотрено?
– Для социально-ориентированных НКО в самом документе – сплошные преимущества, а вот условия для включения НКО в процесс оказания социальных услуг есть, к сожалению, не везде.
– Местные власти тяжело перестраиваются под предстоящие нововведения?
– Даже не столько власти, сколько представители сферы социального обслуживания и образования. Они не очень готовы к тому, что наряду с профессионалами соцуслуги могут оказывать и НКО. Поэтому мы начали подготовительную работу с регионами. В Совете Федерации провели парламентские слушания, много говорим о пользе социальных НКО и на заседаниях Совета по развитию социальных инноваций при палате регионов, организовали ряд обучающих семинаров.
– Каковы результаты?
– Сейчас 63 субъекта сделали настоящий рывок. Например, Санкт- Петербург, Пермский край, Московская, и Новосибирская области. Но где-то таких НКО по пальцам можно только пересчитать, а где-то их десятки. Но мы, законодатели, чувствуем, что социально ориентированные НКО готовы к работе по-новому. Они, кстати, имея статус общественно полезных, получат освобождение на два года от участия в конкурсе.
– Проблемы есть у социальных НКО?
– Да. Кому-то знаний не хватает, у кого-то организационные трудности. Но основная – это отсутствие помещений для работы. Недавно во Владимирской области прошла встреча с молодыми лидерами НКО, они предложили, чтобы парламентарии обратились к губернаторам за помощью в этом вопросе. Например, Алексей Гордеев – глава Воронежской области, сенатором от которой я являюсь, принял решение создать Дом НКО, чтобы соответствующие структуры имели возможность получить в нём и помещение, и юридическую поддержку, пройти обучающий семинар, если нужно. И конечно, надо помогать формировать к ним доверие. Кстати, Московская область начала уже действовать в этом направлении. Организовала пропагандистскую программу через социальные ролики на телевидении Подмосковья.
– Совет Федерации продолжает работать с НКО?
– Конечно. У нас большие планы на будущее. Например, в День социального работника, который отмечается 8 июня, пройдёт второй Форум социальных инноваций, где мы сделаем несколько дискуссионных площадок. Нам важен опыт государственно – частного партнёрства, включение бизнеса в оказание социальных услуг, также необходимо предоставить НКО возможность сделать общим достоянием наработанный опыт.
Я лично хочу поблагодарить все НКО, которые занимаются решением социальных задач. Они делают непростую работу. Много помогают в хосписах, хорошо работают с детьми-инвалидами, с людьми старшего поколения. Они сделали и сделают ещё много добра.
Ещё материалы: Галина Карелова