Российским пенсионерам написали Стратегию
После шестидесяти жизнь не кончается, а вступает в «третий возраст»
Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения была утверждена распоряжением Правительства 5 февраля. Для чего этот документ нужен? Какие результаты надеются получить власти к 2025 году — сроку, на который рассчитана Стратегия? Смогут ли российские пенсионеры стареть «активно»? И вообще, что такое старость в современном мире? Об этом «Парламентской газете» рассказала первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, член межведомственной рабочей группы по работе над стратегией, председатель Общественного совета Санкт-Петербурга по проблемам граждан пожилого возраста Людмила Косткина.
- Людмила Андреевна, для чего нужен этот документ и почему так важно было его утвердить именно сейчас?
- Росстат подсчитал — в 2021 году в нашей стране будет около 27 процентов граждан пожилого возраста, а это почти 40 миллионов человек. И абсолютно правильно, что Правительство уже сегодня задумалось о том, как повысить продолжительность, уровень и качество жизни старшего поколения, а также какие меры нужно предпринять, чтобы стимулировать их активное долголетие. Именно в настоящее время возникла потребность не только в определении государственной политики, касающейся оказания помощи гражданам старшего поколения и их близким, но и в более активном вовлечении их самих в жизнь нашего общества. Поэтому стратегия, подготовленная по поручению президента страны, стала очень важным и долгожданным документом для всех регионов России.
- Вы входили в рабочую группу по её подготовке. Какие позиции стратегии для вас были наиболее важны?
- Конституция России гарантирует государственную поддержку граждан старшего поколения — развивается система социальных служб, ежегодно индексируются пенсии, пособия, льготы. Но этого мало для увеличения продолжительности жизни. Поэтому для меня было важно, чтобы в стратегию вошли предложения по созданию системы гериатрической помощи, разработанные нашим общественным советом, членами которого являются учёные, врачи-гериатры, ветеранские общественные коллективы, научные работники. В стратегии отмечена необходимость подготовки специалистов, работающих с пожилыми людьми, а также вопросы дальнейшего развития науки «геронтология». Ведь несмотря на очевидные достижения в оказании медицинской помощи этим людям, существует ряд проблем, требующих решения.
Так, например, существующий порядок не позволяет организовать работу гериатрической службы как единой системы, состоящей из чёткого взаимодействия медицины и социальных услуг, потому что гериатрия — это, в первую очередь, медико-социальные услуги. Недостаточная координация действий между учреждениями здравоохранения и социальной защиты уменьшает эффективность медицинской и социальной помощи. На мой взгляд, этот раздел потребует дальнейшей проработки в части совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы. Прежде всего необходимо активно поработать над порядками и стандартами медицинской помощи по отдельным заболеваниям, характерным для пациентов старше 60 лет.
Одним из важных направлений стратегии стала тема борьбы с психологическим и физическим насилием над стариками со стороны близких им людей. Это огромная проблема для нашего общества: вопрос преодоления негативных стереотипов старости и проявлений дискриминации по отношению к людям старшего поколения. Профилактика и борьба с этим явлением должна стать в ближайшее время предметом работы для федеральных и региональных законодателей.
Исходя из обращений в мой адрес и основных задач стратегии, считаю, что «больным» вопросом для наших стариков стала ситуация с пожизненной рентой. Многие регионы, в том числе Санкт-Петербург, разработали своё законодательство в этой сфере. Думаю, что закон о пожизненной ренте очень нужен, так как он поможет оградить пожилых людей от недобросовестных коммерсантов, работающих в сфере недвижимости.
Стимулированию занятости пожилых с дальнейшим их переобучением, интеграции их в активную жизнь общества как одному из важнейших направлений государственной политики в стратегии уделено особое внимание. Важно активно использовать опыт и знания людей старшего поколения в экономике, ведь и сегодня, выходя на пенсию, многие продолжают работать.
Искренне порадовало, что в стратегии много говорится про организацию досуга и отдыха старшего поколения, занятиям физкультурой и спортом, так как я твёрдо убеждена, что для активного долголетия важно в первую очередь общение и физическое здоровье. Когда обсуждались пункты по организации правильного и полезного отдыха, наш комитет активно поддерживал и настаивал на появлении в итоговом документе «социального туризма». В Северной столице, к примеру, это распространённый и востребованный вид услуги для пожилых, закупка которой идёт через муниципальные образования города. Это тема, за которой будущее.
- Результатом реализации стратегии должно стать «активное старение» населения. Может ли помешать этому настоящее экономическое положение в стране?
- Термин «старость» нельзя определить точно, так как в разных обществах он имеет разные значения. Во многих частях света люди считаются старыми после 60 лет из-за некоторых изменений в их активности и социальной роли, а также здоровья.
Вокруг старых людей бытует множество стереотипов, например, что они часто посещают врачей, много спят, страдают склерозом. Я уверена, что эти мнения поверхностны и не совсем правдивы. На Западе существует понятие «третий возраст» — это период активной жизни, который начинается с выходом на пенсию.
Именно в «третьем возрасте» более всего путешествуют, ездят на выставки и концерты в другие города и даже в другие страны, отдаются хобби, обретают новые интересы. Всё это, безусловно, продлевает жизнь. Поэтому разработчики стратегии попытались сверстать все эти понятия в единый документ. Мероприятия, направленные на совершенствование системы охраны здоровья старшего поколения, а также всё то, о чем я говорила выше, сверстаны в единый план первого этапа на 2016-2020 годы. Над ним началась активная работа межведомственной рабочей группы. Почти все пункты этого плана сегодня без федерального финансирования. В основном это организационно-методическая, образовательная, просветительская, а также законотворческая работа, которой в ближайшее время будет заниматься и Комитет Совета Федерации по социальной политике. На основании этого плана после его утверждения регионам придётся принять свои нормативные документы, а они будут более конкретными.
Беседовала Мария Соломонова
Ещё материалы: Людмила Косткина