Резкие шаги Турции в Сирии могут привести к падению Эрдогана
Соглашение Москвы и Вашингтона о прекращении огня в Сирии фактически остановило планы по вторжению в эту страну войск Турции и Саудовской Аравии. Об этом заявил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров в беседе с корреспондентом «Парламентской газеты».
- Владимир Михайлович, как прокомментируете факт появления совместного заявления Кремля и Белого дома в Сирии?
- Как факт очень обнадеживающий. Что бы мы ни говорили, но именно от влияния России и США зависит то, как будет идти политический процесс в Сирии, зависит поведение других «игроков» на Ближнем Востоке. Данное заявление — это желание повлиять на войска Асада со стороны РФ и на сирийскую оппозицию со стороны США. Если перемирие будет подписано 26 февраля, то у нас появляется редчайший шанс остановить кровопролитие в Сирии, которое длится уже несколько лет.
- Согласно распространенному Москвой и Вашингтоном заявлению, перемирие в Сирии должно начать действовать с 27 февраля. Но как контролировать соблюдение перемирия воюющими сторонами?
- Это наиболее сложный вопрос. Конечно, есть недовольные таким поворотом событием. Не исключаю, что недовольна даже сирийская армия, которая в последние недели развивает свои успехи на фронтах при поддержке сил ВКС РФ. Но главное на сегодня — прекратить войну. Обратите внимание, что президент Башар Асад не говорил ни о каком перемирии, а после заявления президентов России и США, он согласился с ним.
- Ожидаете ли такую же реакцию со стороны «сирийской оппозиции»?
- Конечно, на это надеешься, но на той стороне больше заинтересованных «игроков». Кто-то из них «кормился» боевыми действиями, есть здесь интересы и соседних стран — тех же Турции и Саудовской Аравии. Поэтому здесь очень многое будет зависеть от того, насколько США будут твердыми в заявленной позиции и как они смогут совладать со своими союзниками. Мы знаем, что существует прямая угроза интервенции Турции и Саудовской Аравии в Сирию. Обе страны ещё два дня назад в открытую заявляли о готовности ввести свои войска на территорию этой страны, чтобы помочь войскам, воюющим против Асада. Заявление Москвы и Вашингтона о перемирии фактически остановили эту военную операцию: МИД Турции вдруг резко заявил, что никакой наземной операции без санкции Совбеза ООН не планируется.
- Получается, Западу война в Сирии надоела?
- Она несёт слишком большие риски. Турция — осознанно или нет — пытается втянуть в военный конфликт с Россией все страны НАТО. А это чревато очень и очень серьёзными последствиями, что, думаю, понимают наши западные партнёры. Поэтому они и пошли на то, чтобы, по сути, остановить планы Турции в отношении Сирии.
- И всё же можно ли ожидать, что турки попытаются вести свою военную «игру» в регионе, не оборачиваясь на НАТО?
- Степень воинственности Турции сегодня очень высока. С другой стороны, вспомните — куда стали звонить власти Турции, когда был сбит российский бомбардировщик? В НАТО. Поэтому, думаю, турки воздержатся от самостоятельных резких шагов.
Думаю так и потому, что если они всё-таки будут сделаны, это вызовет большие проблемы внутри Турции. Обострится до предела курдский вопрос: Турция будет воевать с сирийскими курдами, и это может в итоге привести к созданию отдельного курдского государства. Более того, турецкая армия, как известно, недолюбливает Эрдогана, и эта нелюбовь, надо сказать, взаимная. Военные могут многое «припомнить» президенту — мы знаем, сколько было со стороны Эрдогана воинственных заявлений, но все они закончились пшиком. И слава богу! Но турецкие военные почувствовали свою ущербность. Например, запрет на полёты в небе Сирии — серьёзный удар по их самолюбию. Прибавьте сюда последние теракты в Турции, обвал туристических доходов страны, на чьи курорты не едут сегодня не только граждане России, но и, например, жители Германии, которые опасаются тех же терактов. Это колоссальный экономический ущерб. Поэтому Турции давно пора пересматривать свою политику и наконец извиниться перед Россией.
- Считаете, при Эрдогане это возможно?
- Отвечу так — если бы так произошло, это показало бы его силу. А если он отказывается от извинений, это не делает ему чести.
- Как оцениваете риски того, что перемирие в Сирии превратится в повтор Минских соглашений, которые по факту не выполняются одной стороной?
- Россия показала свою принципиальную позицию — вопросы по Сирии должны решаться за столом переговоров, а не на поле боевых действий. И убедительные действия ВКС РФ, уверен, заставили многих задуматься, чтобы дальше вести себя с нашей страной как с равным партнёром. В целом же операция ВКС РФ стимулировала соглашение о перемирии в Сирии. Более того, операция не прекращается — удары по позициям ИГ и «Джебхат ан-Нусры» (запрещены в России. — «ПГ») будут продолжены, как и борьба с терроризмом в целом. И в этом видится уникальный шанс уничтожить террористическое квазигосударство уже в ближайшем будущем.
- Вместе с тем уничтожить террористов только ударами с воздуха вряд ли возможно — кто будет воевать на земле?
Есть вооруженные силы Ирака и Сирии. Те же правительственные войска Асада будут воевать, но воевать не с оппозицией, а только с террористами.
Беседовал Никита Вятчанин