Майя Гришина: К предвыборному процессу пресса подходит с большой ответственностью
Совет Федерации 10 февраля делегировал в Центризбирком двух новых членов, а также поддержал кандидатуры трёх действующих, среди которых Майя Гришина. Она рассказала «Парламентской газете» о том, как должны себя вести СМИ в ходе предвыборной кампании, где лучше всего пиариться кандидатам — одномандатникам и почему предвыборная агитация в соцсетях — дело сложное.
- Майя Владимировна, какие основные задачи вы для себя ставите в старом-новом качестве члена ЦИК?
- Направления деятельности каждого из нас определит коллегиально ЦИК нового состава. Мне бы, вместе с тем, хотелось заниматься тем, что знаю лучше всего. Это взаимодействие со СМИ, вопросы предвыборной агитации, работа с партиями и кандидатами в связи с предоставлением гарантированного законом эфирного времени, печатной площади. А также обучение избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, включая участковые комиссии, подготовка для них учебных программ и методических материалов.
- Парламент сейчас рассматривает много инициатив, связанных с изменениями выборного законодательства. Вы можете им дать свою оценку?
- Ясно, что улучшение законодательства о выборах будет идти постоянно. С другой стороны, в этом вопросе надо вовремя остановиться. Рассматривать инициативы — право Госдумы. Давать политическую оценку этим инициативам я не вправе, но изменения, которые улучшают процесс, конечно, приветствую. Главное, вносить такие изменения заранее, если затем появляется необходимость уточнения других законов и подзаконных актов. Например, введение в практику проставления штампа в паспорт проголосовавшего требует немалых изменений в законодательство, значит, для такой новации нужен большой подготовительный этап. При этом в мире есть страны, где эти отметки в паспорт делаются.
- О каких ограничениях должны в первую очередь помнить СМИ, которые планируют освещать ход избирательных кампаний и представлять свои ресурсы для агитации кандидатов?
- Напомню, что правовое регулирование деятельности СМИ на выборах было серьёзно обновлено в 2002 году. В частности, речь шла о том, что информация должна быть объективной, достоверной, обеспечивать равенство партий и кандидатов. Вот, пожалуй, и все ограничения. В эту избирательную кампанию мы входим с отработанным правовым регулированием в отношении СМИ. Единственное уточнение, которое появилось недавно, заключается в том, что в единое понятие СМИ включились сетевые издания. Они имеют такие же права по освещению выборов, как и все остальные средства массовой информации.
- Есть различия в правилах участия в предвыборной агитации для государственных и коммерческих СМИ?
- Есть нюансы. Государственные СМИ должны бесплатно предоставлять эфирное время и площадь в печатном издании кандидатам и политическим партиям, но могут делать это и за деньги. Что касается СМИ без госучастия, то они берут плату, которую декларируют в течение 30 дней со дня назначения выборов. Это важный момент. Если СМИ общероссийское, то расценки подаёт в ЦИК, и мы их публикуем. Главное, чтобы цены были одинаковы для всех партий и кандидатов. Запрещено также оказывать услуги по необоснованно завышенным или заниженным расценкам в сравнении со средней рыночной ценой. Агитационный период для всех одинаков — за 28 дней до дня голосования.
- А если СМИ планирует предоставлять информационный ресурс одновременно на нескольких выборах, достаточно проинформировать ЦИК России?
- Мы физически не можем координировать все уведомления. Если общероссийское печатное издание захочет предоставлять услуги по агитации на выборы депутатов Госдумы, то оно должно направить соответствующее уведомление в ЦИК, а если одновременно это издание предоставляет печатную площадь для агитации, скажем, в Облдуму, то и в областной избирком должно поступить аналогичное письмо. Чтобы облегчить этот процесс, на сайте ЦИК будет размещён сервис «Уведомления СМИ». То есть можно сформировать список адресатов, а потом одним кликом отправить уведомления в необходимые комиссии.
- Какова ответственность СМИ за нарушение законодательства в ходе предвыборной агитации?
- Я лично в своей работе всегда стараюсь сделать так, чтобы до нарушений не доходило. Но, конечно же, законодательство предусматривает разного рода ответственность за нарушения со стороны СМИ. Например, статья 5.5 Кодекса об административных нарушениях предусматривает штраф за нарушение правил информационного обеспечения выборов. Это касается опубликования агитматериалов в неустановленном порядке, результатов опросов общественного мнения. Есть в законе о СМИ и статья 16.1, которая гласит, что в случае двукратного нарушения со стороны редакции, Роскомнадзор по суду может до окончания избирательной компании приостановить выпуск этого СМИ. За последние лет 10 помню пару таких случаев. Пресса относится к предвыборному процессу с большой ответственностью.
- Есть ли особенности в предоставлении информационных ресурсов для депутатов-одномандатников?
- Особенностей нет. Одномандатники получают и эфирное время, и печатную площадь, в том числе бесплатно в региональных СМИ, то есть тех, которые выходят в субъектах Российской Федерации и покрывают территорию соответствующего округа. Жеребьёвку проводит избирком субъекта. Кроме того, одномандатники могут купить за деньги печатную площадь и эфир в любых региональных СМИ. Частные федеральные издания также могут размещать платную агитацию депутатов — одномандатников. Хотя на практике это случается редко.
- В соцсетях регулируется предвыборная агитация?
- Есть рамки, но они достаточно свободные. Ясно, что в соцсетях агитация будет. Любые видеоряды и ролики, размещённые в них, попадают под понятие «предвыборный агитационный материал». Правила их выпуска установлены в Федеральном законе о выборах депутатов. Главное, чтобы эти материалы не носили экстремистского характера. Их изготовление и размещение было оплачено из избирательного фонда. Должна быть ссылка на информацию о том, кем выпущен материал, каков его тираж. Образец должен предоставляться в ЦИК. Что касается обмена мнениями и комментариями, то тут мы проследить не можем.
- Но если поступают жалобы, то в дело включается комиссия ЦИК по информационным спорам?
- Да, в ЦИК на федеральных выборах создается рабочая группа по информационным спорам, которая рассматривает жалобы тех партий и кандидатов, которых не устраивает процесс освещения выборов или проведения агитации. В Рабочую группу, как правило, входят представители ЦИК, организаций СМИ, Роскомнадзора, Роспечати, Мининформсвязи, специалисты, которые могут дать заключение по вопросам психолингвистического характера. Решения рабочей группы носят для ЦИК рекомендательный характер. А ЦИК надо выходить на юридическое решение, ведь жалобы носят конкретный характер.
Нам хочется, чтобы жалоб было как можно меньше, особенно обоснованных. И тенденция к такому уменьшению есть. Стабильны пока жалобы по поводу выпуска подложных агитматериалов, а вот на средства массовой информации жалоб становится меньше. Я думаю, этому способствует, в частности, и закон о гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными СМИ, который действует с 2009 года. Он создал и закрепил на практике культуру освещения деятельности политических партий на принципах объективности, достоверности и равенства.
Беседовала Ксения Редичкина