Все о пенсиях в России

вчераСтраховую часть пенсии с 1 апреля 2026 года проиндексируют по темпу роста зарплат

два дня назадМинтруд предложил учитывать стаж большего числа крымчан

два дня назадПри расчете пенсионного стажа многодетным предложили учитывать всех детей

Заслуженный эколог России назвал крушение танкеров в Керченском проливе экологической катастрофой

По словам Андрея Пешкова, от разлива мазута могут пострадать и Азовское, и Черное море

16.12.2024 13:03

Автор: Николай Козин

Заслуженный эколог России назвал крушение танкеров в Керченском проливе экологической катастрофой
  © Макс Ветров/РИА Новости

Катастрофа двух нефтеналивных танкеров, произошедшая в Керченском проливе в минувшее воскресенье, 15 декабря, может привести к экологической катастрофе и затронуть сразу два моря — Азовское и Черное, — не считая самого пролива. При этом пока оценить ее масштабы невозможно — мешает шторм, который активно разносит нефтепродукты на огромные расстояния. Об этом в разговоре с «Парламентской газетой» сообщил кандидат биологических наук заслуженный эколог России и эксперт ОНН Андрей Пешков.

«Поражена может оказаться вся экосистема»

- Андрей Сергеевич, если судить по опыту предыдущих аналогичных инцидентов, насколько серьезной можно назвать аварию в Керченском проливе?

- Случившееся можно охарактеризовать как экологическую катастрофу. Танкеры, насколько известно, перевозили мазут, а мазут — субстанция очень неприятная, потому что она содержит как легкие, так и тяжелые фракции. Легкие перемешиваются волнением моря в виде эмульсии и разносятся ветрами на огромные расстояния. Тяжелые — оседают на дно, и потом из-за течения происходит вторичное загрязнение. Сейчас невозможно даже предположить, куда пойдет нефтяное пятно и насколько оно окажется обширным. Потому что в районе бедствия бушует шторм уже почти сутки и не собирается останавливаться. Но мы уже наблюдали нечто подобное в 2007 году (имеется в виду разлив мазута из танкера «Волгонефть-19», следовавшего из Азова в Керчь. - Прим. ред). Тогда в море попала примерно треть мазута от того количества, которое несли сейчас два танкера. И последствия оказались катастрофическими: погибли птицы, были уничтожены пляжи, практически вся экосистема оказалась в той или иной степени поражена.

- Можно ли по крайней мере примерно спрогнозировать, какой будет зона загрязнения?

- С учетом сильных ветров и волнения, я думаю, площадь окажется большой. Это точно вся акватория, прилегающая к Керченскому проливу, это перегруженные и утомленные воздействием человека экосистемы Азовского моря. Плюс, вероятно, будет затронуто Черное море — это зависит от того, насколько близко к устью Керченского пролива произошел инцидент. Ну и, конечно, сам пролив, который представляет собой достаточно мелкое и хрупкое образование, тоже пострадает.

«Последствия могут ощущаться многие годы»

- Насколько уязвимы для подобного рода загрязнений местные экосистемы?

- Все экосистемы уязвимы к массивному загрязнению тяжелыми нефтепродуктами. А в Азовском и Черном морях популяция рыб, например, и так уже страдает из-за промыслового вылова. Пострадают и птицы, которые гнездятся на побережье. Причем спасти их будет очень сложно: сейчас погодные условия в тех местах просто не позволят организовать и оперативно доставить сотни волонтеров, которые будут этих птиц отмывать и спасать. Донная растительность, конечно, тоже подвергнется ущербу — словом, все составляющие трофической цепочки в той или иной степени могут пострадать.

- Сколько может продлиться ликвидация последствий?

- Когда происходит массовый разлив нефтепродуктов, действовать нужно как при инсульте: решающее значение имеют буквально первые часы. Как только зафиксирована утечка, необходимо локализовать место разлива бонами, отобрать пробы поверхностного слоя с нефтяной пленкой и дальше уже использовать весь имеющий арсенал — химические средства, бактериальные препараты и так далее. Но сейчас, повторюсь, в месте инцидента бушует шторм, невозможно пока не то что локализовать зону разлива, а даже подобраться к танкерам. Поэтому ликвидация последствий может занять многие месяцы. Ну а чувствовать их влияние на местные экосистемы в той или иной степени мы будем еще на протяжении нескольких лет.

Контекст

Крушение танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» могла произойти из-за ошибки экипажа в сложных метеоусловиях, сообщает служба морского поиска и спасения. В качестве другой версии рассматривается избыточная штормовая нагрузка: оба судна проектировались как речные танкеры и могли заходить в прибрежные морские воды только в спокойную погоду. На борту танкеров находилось 27 человек. Они эвакуировались на спасательных плотах, один человек, по сообщению «Интерфакса», погиб. 

Читайте также:

• Гидролог объяснил, может ли оренбургское наводнение повториться в Подмосковье