Ветеран ПВО: Москву атаковали беспилотниками американского производства
В ночь с 20 на 21 августа столица пережила одну из самых массовых атак БПЛА — силы ПВО сбили 11 дронов со взрывчаткой
Одиннадцать беспилотников, летевших на Москву, сбили силы ПВО Минобороны в ночь с 20 на 21 августа. Как сообщил в своем официальном Telegram-канале мэр столицы Сергей Собянин, атака началась около трех часов — тогда система ПВО сбила первый дрон в городском округе Подольск. Закончился налет только с рассветом — около пяти часов утра. К счастью, ни один из беспилотников до цели так и не добрался, а на месте падения обломков не оказалось ни разрушений, ни пострадавших. Однако, по словам градоначальника, ночная атака на столицу оказалась одной из самых масштабных за всю историю СВО. Какие цели преследовало руководство Украины, запуская дроны на Москву, и какими особенностями они обладают — разбиралась «Парламентская газета».
Сделаны из композитов, идут в режиме радиомолчания
По словам военного эксперта, ветерана войск ПВО Юрия Кнутова, несмотря на все заявления действующего руководства Украины о развертывании в стране собственного производства беспилотников львиная их доля собирается из импортных комплектующих, в том числе и те, которые используются для работы по далеким целям, в число которых входит и Москва.
«Я лично держал в руках такой ударный беспилотник — правда, не из тех, которые запускались по столице, он приехал из зоны СВО, но сути это не меняет, — пояснил собеседник издания. — Так вот при его разборе внутри корпуса через каждые десять сантиметров обнаружились надписи Made in USA. То есть это говорит о том, что корпус был изготовлен из американских композитов. Система управления оказалась канадской, другие детали и узлы — из стран Евросоюза и так далее. Притом что заявлялся и везде описывался этот беспилотник как чисто украинская разработка».
Для атак на Москву противник, по словам Юрия Кнутова, использует только современные БПЛА — собранные с использованием большого количества композитных материалов так, чтобы на радаре можно было различить только двигатель.
«Их главная особенность — способность работать в режиме абсолютного радиомолчания, — подчеркнул эксперт. — Такой беспилотник идет по GPS, он периодически выходит на связь со спутниками, корректирует свою точку полета и вновь отключается и действует сообразно заложенной в него программе полета. Поэтому радары и станции РЭБ на него не действуют — он просто не имеет каналов связи с оператором, разрушив которые, можно было бы сбить его с курса».
Практического смысла в налете не было
Как бороться с такой угрозой? По словам Юрия Кнутова, главный и зачастую единственный эффективный инструмент борьбы — развитая система ПВО, способная работать по маловысотным целям. Благо, в Москве и Подмосковье, равно как и в других регионах, такая система создана. Об этом, в частности, заявлял в своем утреннем сообщении сам мэр столицы Сергей Собянин.
«Созданная эшелонированная защита Москвы от вражеских БПЛА позволила успешно отразить все атаки. Силами ПВО Минобороны этой ночью сбито 10 штук (позже военное ведомство уточнило, что уничтожено было 11 дронов. — Прим. ред.). Это одна из самых масштабных попыток атаковать Москву с помощью беспилотников за все время. Продолжаем контролировать ситуацию», — подчеркнул градоначальник.
Что же касается целей удара, то тут позиция экспертов однозначна: по их словам, практической значимости у предпринятой попытки атаковать Москву не было.
«Цель здесь единственная — морально-психологическое воздействие на жителей столицы и всей России в целом, — пояснил в разговоре с «Парламентской газетой» доктор военных наук вице-президент Академии ракетных и артиллерийских наук по информационной политике Константин Сивков. — Показать, что они могут дотянуться до столицы. Ну и, возможно, прощупать нашу систему защиты, проверить, насколько эффективно работает ПВО. Как видите, достаточно эффективно».
Напомним: с начала СВО вооруженные силы Украины пытались атаковать столицу уже несколько раз. Инцидент в ночь с 20 на 21 августа — уже 39-й по счету. Чаще всего беспилотники сбивают еще на подлете, однако иногда им удается долететь до города — так, например, этим летом от ударов пострадали три высотки в «Москва-Сити».