Все о пенсиях в России

два дня назадДепутат Чаплин рассказал, кому повысят пенсии с 1 мая

два дня назадВ Минтруде предложили сохранить ожидаемый период выплаты накопительной пенсии

два дня назадДепутат Хамитов предложил создать механизм выплаты пенсий студентам военных вузов

Прорвёт ли снова канал имени Москвы

Напугавшая москвичей авария обошлась без пострадавших, но стала предостережением

11.01.2019 16:41

Автор: Дмитрий Гончарук

Прорвёт ли снова канал имени Москвы
Фото: РИА Новости/Стрингер

В результате аварии на канале имени Москвы, вода из которого утром в четверг, 10 января, прорвалась в Тушинский тоннель, никто не пострадал. Москвичи отделались испугом и огромными пробками на северо-западе. Рабочие откачали смесь из песка и воды уже к вечеру четверга, но жители некоторых северо-западных районов столицы всё равно добирались до дома гораздо дольше обычного, опасливо посматривая в сторону дамбы. Окажет ли происшествие влияние на прочность тоннеля и в каком состоянии находятся гидротехнические сооружения канала?

Вода дырочку нашла

Первые сообщения о том, что Тушинский тоннель на Волоколамском шоссе заливает смесью воды с песком, появились в четверг около 11:00. Оказалось, что грунт вымыло на участке 5 на 15 метров канала имени Москвы между шлюзами №7 и №8 прямо возле рампы тоннеля.

В полдень движение в тоннеле перекрыли в обе стороны. Решением проблемы занялся оперативный штаб, куда вошли представители МЧС, управления канала имени Москвы, «Гормоста» и ГИБДД.

К 13:00 уровень воды в тоннеле достиг 20 сантиметров, а грунт просел на площади в 75 квадратных метров. Волоколамское шоссе перекрыли от МКАД из области до развилки с Ленинградским шоссе. Воду стали откачивать мощными насосами. Из канала через шлюз №8 начали аварийный сброс воды. Поток удалось остановить к 15 часам, тогда тоннель затопило почти на полметра. В 18:00 воду в канале удалось спустить до нулевого уровня. В 18:30 движение автотранспорта полностью восстановили.

Что будет происходить на российских дорогах через 10 лет
«Опасность дальнейшего размыва грунта и подтоплений отсутствует», — заверяют в пресс-службе ФГБУ «Канал имени Москвы». Возможной причиной происшествия там называют работы по расширению Волоколамского шоссе и строительству новой ветки автомобильного тоннеля, которые проводились в 2001 году. Тогда дорожники в дополнение к существовавшему тоннелю проложили два новых: трёхполосный для движения по Волоколамке из центра и на две полосы для съезда на улицу Свободы.

В пятницу аварийную зону обследуют детально. Участники межведомственной комиссии уже осмотрели осушенный участок. По итогам изыскательских работ составят хронологию происшествия и определят его основные причины.

«Главная задача — предотвратить любые возможности для повторения таких ситуаций в будущем», — рассказал руководитель предприятия Герман Елянюшкин, который возглавил комиссию.

Разобраться, а не искать виноватых

Специалисты должны внимательно проверить состояние не только аварийного участка канала, но всех его сооружений, считает депутат Государственной Думы Геннадий Онищенко, который представляет интересы избирателей северо-запада столицы.

«Первое, что нужно сделать — это ликвидировать последствия техногенной аварии, а уж потом разбираться, кто в ней виноват. Не будем забегать вперёд, эксперты разберутся, кто где недоработал. Главное, что на водоснабжение Москвы происшествие не окажет никакого влияния, судоходства сейчас тоже нет», — сказал Онищенко «Парламентской газете».

По мнению первого заместителя гендиректора ОАО «НИИ ВОДГЕО» и заместителя председателя правления Российского водного общества Игоря Нечаева, дамба могла прорваться из-за недосмотра при обслуживании.

«То, что произошло на канале имени Москвы, не является какой-то катастрофой или серьёзным бедствием, — отметил он. — Возможно, конструкции при перепаде температур разорвал лёд, они разгерметизировались. Авария локальная, и она скорее вызвала такой интерес не потому, что нечто сломалось, а из-за того, что сложно проехать машинам».

При этом эксперт допустил, что подобные случаи происходили неоднократно, но они были не на виду, поэтому не было такого резонанса.

Что касается состояния гидротехнических сооружений в целом, то оно достаточно сложное, признаёт специалист.

«До недавнего времени ситуация была близка к катастрофической, но в последние пять лет начала выправляться. Число неучтённых гидротехнических сооружений — дамб, плотин, шлюзов — исчислялось несколькими десятками тысяч. С этой проблемой начали справляться только с началом реализации федеральной программы «Развитие водохозяйственного комплекса». Это колоссальные затраты ресурсов», — пояснил Нечаев.

По его словам, наиболее опасны не судоходные каналы, а всевозможные хвостохранилища и шламонакопители, в которых находятся токсичные осадки и отходы.

«Если промышленное предприятие, которые многие десятилетия эксплуатировало такое сооружение, обанкротилось и закрылось, то оно остаётся бесхозным. Вот их прорыв действительно может привести к большой беде», — предупредил Нечаев.

Как Москва стала портом пяти морей

К 1925 году население Москвы достигло трёх миллионов человек, система водоснабжения устарела, а Москва-река, из которой брали воду, обмелела так, что её переходили вброд.

Первого июня 1932 года Совнарком СССР постановил начать работу по сооружению 128-километрового канала, с помощью которого вода перебрасывалась бы в Москву-реку из Волги. Ещё одна задача — связать столицу с главными водными путями и дать выход судов к Белому, Балтийскому, Чёрному, Азовскому и Каспийскому морям.

В ходе работ в безопасные места перенесли 7505 крестьянских хозяйств. Добровольцев на строительстве не хватало, поэтому вокруг канала Москва — Волга стала формироваться структура исправительных лагерей. Самым крупным из них стал Дмитровлаг, через который прошло до миллиона заключённых. По приблизительным данным, на стройке погибло 22 тысячи «каналармейцев».

4 июня 1937 года ЦК ВКП(б) постановил открыть канал для грузового судоходства с 15 июля. Таким образом, строительство заняло четыре года и восемь месяцев.

Судоходная ширина канала составляет 55 метров, гарантированная глубина — четыре метра. Осадка судна для плавания не должна превышать 3,6 метра, а высота — 13,3 метра. В черте Москвы к объектам канала относятся Химкинское водохранилище, Сходненский деривационный канал, Хорошёвское и Карамышевское спрямления.

Всего в комплекс канала входит около 240 сооружений, в том числе девять гидроэлектростанций, 11 шлюзов, пять насосных станций. А Северный речной вокзал с его шпилем стал одним из символов Москвы. В прошлом году начались работы по реставрации обветшавшего донельзя здания, вызвавшие недоумение у многих: рабочие орудовали на объекте отбойными молотками.

Первый Тушинский тоннель с двумя проездами был построен в 1935-37 годах одновременно с каналом. Перекинуть мост над двумя высокими дамбами было проблематично, поэтому выбрали такой вариант. В 1972 году появился ещё один проезд, на который переключили движение из центра. В начале 2000-х построили два дополнительных тоннеля, при сооружении которых канал осушали и срывали насыпь.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 7251

Ещё материалы: Геннадий Онищенко