Все о пенсиях в России

09:38Минимальный коэффициент для выхода на пенсию в 2025 году составит 30 единиц

12.11.2024Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии в 2025 году составит 22,5 года

11.11.2024Воспитателям частных детсадов нужно предоставить право на досрочную пенсию

Малой авиации окажут комплексную господдержку

Помочь выжить местным авиалиниям может увеличение госфинансирования, централизация подготовки кадров и выбор оптимального типа самолёта для каждого конкретного региона, считают в Госдуме

15.11.2017 14:27

Автор: Фидель Агумава

Малой авиации окажут комплексную господдержку

Владимир Новиков. Фото: ПГ / Юрий Инякин

Вылетевший 15 ноября из Хабаровска пассажирский самолёт L-410, принадлежащий авиакомпании «Хабаровские авиалинии», разбился при заходе на посадку в районе посёлка Нелькан. В результате погибли шесть человек, среди которых два лётчика и четверо местных жителей. Авиакатастрофа заставила общественность и законодателей вновь заговорить о проблемах малой авиации. О том, какие меры нужны для поддержки местного авиасообщения, «Парламентской газете» рассказал член Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Владимир Новиков.

- Владимир Михайлович, каково, по вашей оценке, на сегодняшний день состояние регионального и местного авиасообщения?

- Конечно, оно оставляет желать лучшего. Да, сегодня в некоторых регионах малая авиация начала развиваться. Но мы должны понимать, что без государственной поддержки этот процесс невозможен. Нет ни одного государства в мире, где бы малая авиация в регионах развивалась самостоятельно и была прибыльной и конкурентоспособной. В этом деле всегда должна присутствовать федеральная поддержка. Тем более она должна быть в нашем государстве, где есть огромные по своим расстояниям регионы, в которых альтернативы малой авиации де-факто не существует — я говорю о регионах Севера, Дальнего востока, Сибири.

В наших регионах примеры успешного развития уже существуют. В частности, в Приморском крае достаточно неплохо развивается малая авиация.

Возьмём, например, Южную Корею, которая сопоставима по территории с Приморским краем. Там же всё покрыто авиалиниями, там сотни развитых маршрутов между городами, и люди имеют возможность выбрать между авиационными перевозками местных авиалиний и автомобильным движением либо железнодорожным! У нас же транспортная схема хорошо развита только в центральной и западной части страны. А во многих районах нет ни железной дороги, ни круглогодичных путей автомобильного сообщения. И там развивать малую авиацию крайне необходимо, иначе население будет оттуда мигрировать. Люди же хотят более комфортных условий проживания — не только работать, но и иметь возможность организации отдыха. А как они смогут оттуда добраться до той же центральной части России, если это на сегодняшний день затруднительно?

Отмечу, что в наших регионах примеры успешного развития уже существуют. В частности, в Приморском крае достаточно неплохо развивается малая авиация — с 2013 года там значительно выросли объёмы перевозок в связи с тем, что были приобретены три новых самолёта и фактически восстановлена доперестроечная сеть малой авиации. Но в масштабах Российской Федерации такие примеры, к сожалению, немногочисленны. Поэтому хотелось бы гораздо более серьёзного отношения к проблемам малой авиации со стороны государства. Я не скажу, что поддержки нет — она есть. Но она настолько незначительна на сегодняшний день, что сложно говорить о каком-то серьёзном и перспективном развитии отрасли.

- Какой должна быть система государственной поддержки перевозок на малых и средних авиамагистралях?

- Правительству следует уделять внимание главным «болевым точкам». Это, прежде всего, подготовка кадров, строительство инфраструктуры в малых населённых пунктах, выборка типов самолётов, которые можно эксплуатировать на малом «плече» с условием того, чтобы это не было чересчур затратно, а также определённые финансовые механизмы господдержки, которые на сегодняшний день несовершенны.

Нужно в первую очередь определиться — где и на каких территориях будут расположены базы малой авиации. Я думаю, что должно быть по одной базе на каждый федеральный округ. Далее должен быть выбран оптимальный тип самолёта. Для Севера это могут быть одни модели, для южных регионов — другие. Ну и, конечно, со стороны государства должна быть внятная и ощутимая финансовая поддержка. Не перекрёстное субсидирование, как сейчас. У нас ведь на сегодняшний день фактически отсутствует понятие местной авиации, его даже нет в Воздушном кодексе. В результате у нас и происходит перекрёстное субсидирование, и финансовая поддержка получается «размытой».

Я не сомневаюсь, что вопрос нормативно-правового закрепления понятия местных авиалиний со временем разрешится, однако останется ещё одна важная проблема — то, что денег на поддержку местных авиалиний выделяется крайне мало. А для того чтобы мы могли оптимально развиваться и создавать для труднодоступных населённых пунктов перевозку небольшими самолётами либо вертолётами, нужно увеличить финансирование данной отрасли на порядок.

Мы просили дополнительных денег на эту сферу на 2018 год, но по тому бюджету, который я на сегодняшний день вижу, Министерство финансов наши предложения не приняло во внимание ввиду дефицита бюджета. Однако я всё же надеюсь, что и эта проблема решится, потому что если мы хотим, чтобы наши регионы динамично развивались, то развитие малой авиации для этого — жизненно необходимая составляющая.

- Владимир Михайлович, а какие изменения необходимо внести в нормативно-правовую базу для поддержания эффективной системы воздушного транспорта в секторе малой авиации?

- Во-первых, как я уже сказал, необходимо законодательно закрепить понятие «малая авиация». Далее следует проработать вопросы финансирования — как мы будем субсидировать ту же лизинговую систему приобретения техники для компаний малой авиации. Ведь далеко не каждый регион в состоянии даже приобрести самолёт для пассажирских перевозок. Должны быть разработаны понятные схемы приобретения самолётов и их обслуживания. Наконец, требуется заняться вопросом подготовки кадров, с которыми у нас большая проблема на сегодняшний день. Желательно, чтобы центры подготовки были привязаны к территориям тех регионов, в которых люди будут в дальнейшем работать. Возможно, настала пора вернуть практику «закрепления», то есть если человека подготовили за государственные деньги, то он должен как минимум определённое количество лет проработать на том или ином направлении и в том регионе, где государство ему укажет.

Если мы хотим, чтобы наши регионы динамично развивались, то развитие малой авиации для этого — жизненно необходимая составляющая.

Это целый пласт работы, которой сегодня надо заниматься, и который очень слабо охвачен как в законодательном плане, так и с точки зрения бюджетирования. В плане подготовки новых инициатив мы плотно работаем с авиакомпаниями, видим и знаем проблематику в этой отрасли. Я, например, как житель и депутат, представляющий интересы Дальневосточного федерального округа, Приморского края, отчётливо понимаю, что в нашем регионе без развития авиации очень сложно будет удержать население.

Хорошо, конечно, что у нас есть магистральная авиация, которая приближает нас к центральным районам. Но то, что происходит в самих регионах — далеко от тех цивилизованных условий, которых мы бы хотели достичь. Впрочем, положительные примеры есть, поэтому мы не будем останавливаться на том, что есть сегодня, будем продвигать эту тему и помогать развитию гражданской авиации.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 3436