Уничтожение барельефа Мефистофеля на петербургском доме возмутило общественность
Парламентарии призвали восстановить достопримечательность
«Дом с Мефистофелем» внезапно стал «Домом без Мефистофеля», а Петербург лишился одной из своих, пусть и не самых известных, достопримечательностей. Оригинальный барельеф, изображающий то ли чёрта, то ли демона, раскинувшего перепончатые крылья, утром 26 августа был уничтожен: неизвестные личности, прикинувшиеся коммунальщиками, сбросили его с фронтона шестиэтажного здания начала ХХ века.
Государственная охрана не спасла
Построенный в стиле модерн дом 24 по Лахтинской улице, что на Петроградке, уже несколько лет числится объектом культурного наследия, а особенно — тот самый барельеф. Споры, кто там изображён, шли все сто лет, что стоит здание, тем более, что архитектор Александр Лишневский пояснений не оставил. Кто-то считал, что это сатана, кто-то — что рядовой демон, кто-то — что вампир. Но большинство склонялось к мнению, что это изображение оперного певца Фёдора Шаляпина в образе Мефистофеля — уж больно сильным было портретное сходство. Потому и закрепилось название «Дом Мефистофеля».Стоял бы он и дальше, привлекая своим необычным для России декором взоры любопытных, если бы несколько лет назад напротив не принялись строить церковь Ксении Блаженной. И, хотя ни настоятель, ни епархия особого дискомфорта от соседства с демоном не испытывали, похоже, нашлись «защитники веры» и «борцы с сатанизмом». На эти мысли наталкивает цепочка событий.
— 24 августа состоялось торжество — на церковь водрузили крест, — начал перечислять депутат петербургского Заксобрания Александр Кобринский. — На следующий день стали ходить странные люди и фотографировать фасад здания. А 26-го утром появились некие рабочие. Они огородили тротуар и попросили жильцов убрать машины, сказав, что будут сбивать плохо держащуюся штукатурку. Эта проблема в доме действительно есть, даже висели объявления об опасности падения штукатурки, так что люди с готовностью убрали машины. Потом рабочие поднялись в квартиру, расположенную под барельефом, и попросили убрать вещи с балкона. Но около 15.00 с крыши свесился промышленный альпинист и вместо штукатурки начал сбивать скульптуру. Я подчёркиваю: это был не какой-то «мужик с кувалдой», это был промышленный альпинист в профессиональной амуниции.
«Сделаем копию из гипса»
— Рабочие (не удалось выяснить, кого они представляли) сказали, что чёрт был аварийным, и будет изготовлена копия из гипса. Не хочу никого обвинять раньше времени — там будет видно, рассказала жительница дома Наталия Ямпольская, балкон которой находится как раз под разрушенным барельефом. - Но теперь выясняется, что непонятно, кто это приезжал, кто сбивал, и как вообще копию будут изготавливать. Надеюсь, мы узнаем это в скором времени.Жители дома, наблюдавшие за «работами», встревожились и вызвали полицию. Однако подъехавший полицейский ничего не предпринял, он спокойно смотрел, как осколки Мефистофеля грузят в «Газель», и та уезжает. Жители этого и соседних домов принялись названивать во все инстанции, так эта новость и дошла до депутата Кобринского.
- Я сразу сел в машину и поехал на Лахтинскую, 24, — рассказал парламентарий. — И увидел, что скульптура действительно уничтожена. Я это сфотографировал и сразу отправился в полицию писать заявление о преступлении, ведь разрушен памятник культуры, охраняемый государством!
Только после этого власти встревожились. Мгновенно возбудили уголовное дело, которое тут же взяли под контроль и прокуратура, и районное управление внутренних дел. К месту преступления приехало начальство, следователи, началось выяснение обстоятельств. На руководство Жилкомсервиса № 2, отвечающего за здание, сразу составили административный протокол — за то, что не уберегли. В кратчайшие сроки оперативники допросили всех жильцов дома, рабочих с церковной стройки, охрану. Установили и владельца той самой «Газели» с госномером В646КЕ 178RUS - им оказалось ООО «Терра».
— Ясно, что эти люди — нанятые, — пожал плечами Кобринский. — Вопрос — кто их нанял.
- У меня сейчас такое чувство, будто покалечили моего близкого и любимого родственника! — откликнулась на случившееся праправнучка архитектора Елена Турковская. — Александр Львович всегда говорил, что его дома — его дети и отказался в 1917 эмигрировать, как ни просила его супруга! Как это по-пролетарски — нагадить и сбежать. Это убийство, господа! Вы убийцы! Кувалдой по лицу! Раз, два — и нет лба, три, четыре — и нет носа, пять, шесть — и нет щёк, подбородка, семь, восемь — и нет левой руки, девять, десять — правой. Всё. Больше его нет.
Засланные казачки
Петербургская епархия отреагировала быстро: она открестилась от участия в акте вандализма. Более, того, дала понять, что настоящий православный верующий никогда не покусится на памятник истории и культуры. Так что вандалов с легкой руки священников теперь можно смело называть ненастоящими православными.А спустя сутки после происшествия объявились люди, взявшие на себя ответственность за уничтожение барельефа Мефистофеля. Это — анонимная организация «Казаки Петербурга», которая уже приобрела скандальную известность своими хулиганскими выходками: то её члены писали «Педофил» на доме Набокова, то били стекла в его музее, то разрисовывали фасад арт-галереи, где проходила выставка Марата Гельмана, то срывали премьеру моноспектакля Леонида Мозгового «Лолита» и лекцию директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, который разрешил проведение «неправильной» с точки зрения православных активистов выставки. В своём письме, направленном питерским журналистам, «Казаки Петербурга» взяли на себя роль искусствоведов, оценив художественную ценность барельефа как «мусор». Себя же они считают борцами с дьяволопоклонничеством.
Впрочем, многие в городе уверены, что никаких «Казаков Петербурга» в реальности не существует: Северо-Западное казачье войско регулярно отрицает наличие в своих рядах подобных личностей, даже среди бывших членов. Тем более, что имена, которыми самозванцы подписывают свои воззвания, как правило, вымышленные.
- Я не думаю, что это сделали казаки или даже люди, имеющие отношение к казачеству, — сказал Александр Кобринский. — Скорее всего, они просто хотят отвлечь следствие, пустить его по неправильному пути, перевести стрелки.
PS
Вечером в четверг стали известны новые подробности. По версии следствия, некий Андрей Григорьев, генеральный директор ООО «Стройсад», дал отмашку сбить барельеф своему водителю и рабочим.
Телеканал 100ТВ сообщает, что в УМВД по Петроградскому району явился водитель «Стройсада», который подвозил рабочего, сбившего фигуру Мефистофеля. Он признался, что действовал сознательно по указанию Григорьева.
- Фирма Григорьева отвечает за уборку территории, на которой находится дом, — пояснил источник телеканала в полиции. — Правда, пока мы не знаем, с кем у него заключен контракт — с ЖСК или МО «Петровский».
Сам бизнесмен обещал прийти в управление и обстоятельно рассказать о причинах, которые побудили его отдать приказ об уничтожении скульптуры.