«Жесткое» и «мягкое» право Европы
20 лет назад Россия вступила в Совет Европы, который стоял у истоков интеграционных процессов после Второй мировой войны
Название этой старейшей международной организации, созданной в 1949 году, на слуху, но представление о ней в нашем обществе слабое. А между тем задача Совета Европы (СЕ) — содействовать сотрудничеству между странами в области стандартов права, прав человека, демократического развития, законности и культурного взаимодействия. Совет Европы — это еще и полторы дюжины других международных организаций, действующих совместно и с определенной идеологической установкой. То есть тематика СЕ концептуально намного шире, чем собственно права человека. Но именно они — ядро, вокруг которого концентрируются другие аспекты ее деятельности. А в самой ее сердцевине — Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ).
«ОБЩИЙ ЗНАМЕНАТЕЛЬ» ДЛЯ УПРОЧЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ
В ЕВРОПЕ И ЕВРАЗИИ
Глава Генеральной дирекции по правам человека и верховенству права СЕ Филипп Буайа назвал присоединение России к Совету Европы историческим моментом. Вместе с тем это был очень естественный шаг, поскольку Россия и географически, и цивилизационно — член европейской семьи народов.
СЕ разрабатывает правовые стандарты в области прав человека, отражающие ценности демократического общества и способствующие единению стран в рамках европейского пространства. Стандарты находят формальное выражение в его конвенциях («жесткое право») через рекомендательные нормы
(«мягкое право»), а также в иных решениях — резолюциях и рекомендациях Комитета министров (органа СЕ), других документах.
Едва ли не решающее место в развитии правовых стандартов отводится Европейскому суду по правам человека. Он наполняет юридическим толкованием абстрактные положения конвенций. При этом используется эволюционный принцип, согласно которому конвенции рассматриваются не как свод застывших правил, а как живой инструмент, проецируемый на текущую жизнь. Кстати, так поступает и наш Конституционный суд в отношении Основного закона РФ.
- Особо надо сказать о таком понятии, как европейский консенсус. Для изменения конкретного конвенционного права Европейский суд должен установить наличие консенсуса по данному вопросу и учесть соответствующие тенденции регулирования в национальных законодательствах стран — участниц Совета Европы, — поясняет председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас. - Евро-консенсус считается достигнутым при общем согласии большинства государств или, по крайней мере, относительном единообразии подходов к проблеме.
Российская сторона видит в наличии консенсуса не только основание, но и предел эволютивного, извините за термин, толкования конвенций Евросудом, за которым может открываться путь к излишней свободе усмотрения суда. На это обратил внимание Конституционный суд РФ в своем постановлении от 19 апреля 2016 года. Он сделал акцент на том, что взаимодействие европейского конвенционного и российского конституционного правопорядков возможно только в условиях равноправного диалога, а не в режиме субординации. В то же время на практике ЕСПЧ в отдельных случаях отходит от принципа консенсуса, откуда и небесспорность многих его позиций по ряду деликатных вопросов.
Сюда можно отнести дело «Херст против Великобритании» или «Анчугов, Гладков против РФ» и некоторые другие. Сказать без обиняков: нередко ЕСПЧ слишком агрессивно навязывает свои вердикты, что и объясняет возникновение сложностей с исполнением его решений в национальных правопорядках.
Понятно, почему евроюристы упрекают российских законодателей за то, что они создали механизм, исключающий вставание России в стойку «смирно» перед вердиктами ЕСПЧ. Но ведь на федеральный конституционный закон, утверждающий приоритет решений Конституционного суда России в разрешении коллизий, связанных с исполнением решений Европейского суда по жалобам против нашей страны, можно посмотреть с другой стороны. После его принятия у России, напротив, появился достаточно эффективный механизм исполнения приговоров ЕСПЧ. Предоставление Конституционному суду РФ специальных полномочий означает, что отныне не Правительство РФ определяет, претворять их в жизнь или нет, а высший судебный орган страны.
Фото Никиты Ермакова и Юрия Козлова/ИТАР-ТАСС
ПОЛИТИКА «ИНТЕГРАЦИИ ИНТЕГРАЦИЙ» ВЫГОДНА ВСЕМ
Сформированный на базе Устава и конвенций Совета Европы правопорядок весьма значим и для интеграционных процессов в целом, поскольку его стандарты влияют на правовые системы государств не только континента, но и других регионов. Этот фактор не сбросить со счетов в процессе строительства Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Вопрос о том, как его вписать в европейское правовое пространство, уже стоит на повестке дня. Роль конвенций в интеграционных процессах в Европе и Евразии недавно обсуждалась на международной конференции в Москве, организованной Институтом законодательства и сравнительного правоведения (ИЗиСП) при Правительстве РФ вместе с Советом Европы.
В своем выступлении на ассамблее ООН в сентябре 2015 года Владимир Путин предложил миру, объединяющемуся сегодня в самых разных форматах — от региональных и субрегиональных до межконтинентальных, — политику «интеграции интеграций». Это необходимо, потому что в одиночку человечеству сложно справляться с глобальными вызовами. Россия уже идет по такому пути. Как пример был приведен план сопряжения Евразийского экономического союза с китайской инициативой нового Шелкового пути. Еще один вариант пусть пока и на перспективу — гармонизация интеграционных процессов в рамках ЕАЭС и Евросоюза (ЕС). Цивилизационный опыт России как государства, обеспечившего многовековое мирное сосуществование множества народов на своей территории, поучителен и для других. С другой стороны, сегодня через РФ, как признал тот же Филипп Буайа, европейские конвенции распространяются на большую часть евразийского пространства.
- Отношения России с Советом Европы, несмотря на их непростую историю, были и остаются весьма ценными, — убеждена директор ИЗиСП, академик РАН Талия Хабриева. - Линейка форматов экономического взаимодействия России — БРИКС, ШОС, АТЭС и, разумеется, Евразийский экономический союз — будет пополняться. На майском саммите глав стран — участниц ЕАЭС в Астане обсуждались идеи сотрудничества Евразийского
союза с другими объединениями и государствами, в частности АСЕАН и ШОС.
Казалось бы, какое отношение к Совету Европы имеют структуры с преобладанием чисто экономических интересов? Самое прямое. Любое сотрудничество имеет социально-гуманитарное измерение, которое выходит на вопросы уважения прав и свобод человека.
В ближайшее время российским ученым предстоит обосновать концепцию права евразийской интеграции как нового типа интегративного права. Возникли новые задачи. Во-первых, выявились некоторые разрывы между положениями учредительного договора ЕАЭС и другими интеграционными актами, а также актами органов Евразийского союза. Во-вторых, требуется наполнить реальным правовым содержанием многие договорные положения и нормы интеграционных документов. В-третьих, важно обеспечить единообразное применение норм евразийского интеграционного права в национальных правовых системах, где также назревают проблемы.
И здесь большое значение имеет изучение опыта других межгосударственных объединений, и в первую очередь Совета Европы. Что же касается распространения его стандартов прав человека в формирующемся евразийском интеграционном пространстве, то пока это достаточно проблематично. В СЕ входят лишь Россия и Армения, следовательно, без согласия остальных государств ЕАЭС распространять на них положения Европейской конвенции по правам человека нельзя, хотя с юридической точки зрения процесс их адаптации допустим.
ЕАЭС И ЕВРОСОЮЗ: ГДЕ БОЛЬШЕ ДЕМОКРАТИИ?
Надо сказать, что встраивание России в общеевропейский правовой контекст шло рука об руку с углублением собственного евразийского пространства. Интеграция в нем началась не с подписания договора о создании ЕАЭС, а 20 лет назад, когда в 1996 году наша страна заключила с Беларусью, Казахстаном и Киргизией первый многосторонний договор об углублении экономического и гуманитарного сотрудничества. Он и стал толчком для образования интеграционного ядра в рамках СНГ, четвертьвековой юбилей которого, к слову, приходится на текущий год.
Еще одна веха — 2003 год. Тогда началось формирование Единого экономического пространства России, Беларуси, Казахстана и Украины, на базе которого в 2010 году появился Таможенный союз, а в 2012-м — Единое экономическое пространство в составе России, Беларуси и Казахстана. К 2011 году накопилось около полутора сотни договоров о евразийской экономической интеграции и встал вопрос о кодификации наработанной нормативной базы. Итогом явился договор о создании Евразийского экономического союза.
Сейчас он объединяет пять государств и является полноправным субъектом международного права. Это позволяет ему от своего имени заключать международные договоры. Первым из них стал договор с Вьетнамом о зоне свободной торговли.
ДВА РОСТКА ИНТЕГРАЦИИ — ДВЕ СУДЬБЫ
Интересно, что тот же 2003 год ознаменовался зарождением другой интеграционной идеи: Россия и Евросоюз инициировали проект формирования общего экономического пространства. Если первый, как уже сказано, завершился созданием ЕАЭС, то второй затормозился. Однако ставить на нем крест преждевременно. Вот только 4 июня канцлер Германии Ангела Меркель вновь высказалась за создание общей экономической зоны с Россией от Лиссабона до Владивостока. Отсюда следует, что выстраивание новых отношений с евроструктурами может вскоре обрести второе дыхание.
Почему же заморозился проект создания общего пространства России и Евросоюза, ведь обе стороны сделали сначала одну, потом еще три «дорожные карты»? В нулевые годы процесс шел достаточно активно, однако застопорился еще до нынешнего охлаждения. Причина в том, что европейские партнеры оказались не готовы рассматривать проект сближения с союзниками РФ, то есть евразийским проектом, контуры которого уже нарисовались в виде ТС и ЕЭП. Наш подход, напротив, исходил из невозможности формирования общего экономического пространства только «на двоих». Мы предлагали распространить его на оба союза — ЕС и будущий ЕАЭС -как равных партнеров. Европа такую позицию не поддержала, и Москва сосредоточилась на углублении евразийской интеграции.
В Евросоюзе ссылаются на то, что сначала нужно заручиться поддержкой всех европейских стран. Пожалуйста! Что для этого нужно делать? Активно общаться, проводить встречи, конференции, форумы. На сегодня самая большая проблема — отсутствие в Европе информации о происходящем на евразийском пространстве и реальных задачах ЕАЭС.
В нынешней непростой ситуации СЕ и его органы, прежде всего Комитет министров, приобретают важное значение для диалога между государствами Европы, в том числе по разрешению кризиса на Украине. Заместитель министра иностранных дел РФ Алексей Мешков отметил усилия со стороны Совета Европы по выяснению реальной правды об одесской трагедии. Его миссия — мониторинг и обеспечение прав человека — в таких обстоятельствах может стать действенным средством установления мира, устранения разделительных линий и двойных стандартов на европространстве, где в полной мере должны соблюдаться права всех 820 миллионов жителей.
Россия настроена на конструктивную работу с СЕ, в которой ведущим направлением считает тему защиты прав человека и основных свобод. Мы исходим из необходимости соблюдения принципов консенсуса, чтобы одна группа государств не пыталась навязывать кому-то свои решения. Совет Европы, полагают в МИД, отнюдь не инструмент подтягивания некой периферии к европейским стандартам, а уникальная международная организация, где все равны.
Например, хотя стандарты социальных прав в России нередко выше, чем во многих странах — подписантах профильной конвенции Совета Европы, взаимодействие с ним по социальной тематике очень важно для Евразийского союза. Вопросы социальной защиты граждан ЕАЭС — неотъемлемая часть учредительного договора. Граждане государств — участников союза пользуются свободой передвижения рабочей силы. Они не подвергаются никакой дискриминации при найме на работу, им не нужны ни разрешения, ни квоты, ни патенты, ни сдача экзаменов. Гарантированы признание дипломов, необходимый уровень медицинской поддержки.
- Россия не разделяет континент на европейскую и азиатскую части. Все вопросы, связанные с сотрудничеством, повышением безопасности и улучшением качества жизни людей, должны в идеале рассматриваться на всем пространстве от Атлантики до Тихого океана, — такова позиция вице-спикера Госдумы Сергея Железняка. - Тот факт, что у российских парламентариев уже в течение полутора лет нет возможностей выступать и голосовать в Парламентской ассамблее Совета Европы, нарушает права России как члена СЕ. От таких рудиментов холодной войны нужно как можно быстрее отходить. Основа взаимодействия в XXI веке — диалог, но никак не давление.
Все новые и новые вызовы создают новые угрозы для жителей планеты. Дискуссии о будущей архитектуре евробезопасности, которую без России не построить, требуют скорейшего выхода из сложившейся ситуации. Москва призывает Совет Европы к диалогу.