У первых эскалаторов не было ступеней
Торговую марку «Эскалатор», которая затем дала имя всем автоматическим лестницам, зарегистрировали в США 119 лет назад, 29 мая 1900 года.
Патент на производство самодвижущейся лестницы получил ещё в марте 1892 года изобретатель Джесс Рено. Его эскалатор появился в 1894 году в парке развлечений Кони-Айленд в Нью-Йорке и служил аттракционом. Полноценный образец был представлен только восемью годами позже компанией «Отис» на международной выставке в Париже. Поначалу у эскалаторов были гладкие движущиеся дорожки без ступеней и движущихся поручней, современный вид они приобрели к 1921 году.
Слово escalator составили по образу слова elevator (подъёмник) , escalade по-французски — штурмовая лестница. В начале 1950-х годов патентное ведомство США постановило, что эскалаторами можно называть любые машины такого типа.
Эскалаторы имеют наклон в диапазоне 30-35 градусов. Ступени лестницы обычно прикреплены к замкнутой цепи, которую приводит в движение электродвигатель через редуктор или линейный привод.
Основное применение эти механизмы нашли на объектах транспорта, прежде всего, метрополитенах, на вокзалах, в аэропортах. Выпускаются эскалаторы двух разновидностей — тоннельные и поэтажные. Первые используют на станциях метро глубокого заложения, а вторые — в аэропортах, торговых центрах, крупных общественных зданиях.
В нашей стране тоннельные эскалаторы появились в 1935 году с открытием московского метрополитена на четырёх станциях («Красные Ворота», «Чистые пруды», «Лубянка» и «Охотный Ряд») , а поэтажные впервые разместили в магазине «Детский мир», построенном по проекту Алексея Душкина и открытом в 1957 году.