Севморпуть переориентирует мировую торговую систему на российское направление, считает эксперт

Потенциал Северного морского пути (СМП) был очевиден ещё во времена СССР. В дальнейшем он действительно может стать «новым Суэцким каналом» для России, так как популярность этого маршрута из Азии в Европу будет только расти, заявил «Экономике сегодня» профессор Дипломатической академии МИД РФ, эксперт Владимир Штоль.
Ранее американская газета The Washington Post назвала Северный морской путь «новым Суэцким каналом» для России. По мнению автора статьи, по СМП будет выгодней переправлять грузы из Азии в Европу. По южному маршруту через Суэцкий канал путь занимает 34 дня, а по арктической трассе — 23 дня. Это стало возможным из-за таяния льдов на 13%. Помимо этого, в Суэцком канале нет пиратов и очередей из кораблей.
Штоль отметил, что американцы всего лишь констатируют факты,описывая перспективы Севморпути для России.
«Огромный потенциал этого торгового маршрута разглядели ещё в СССР, потому Арктика стала стратегическим приоритетом для Москвы. Но случились 1990-е, ставшие провалом в работе по освоению северного направления — у России не было атомного флота, да и вкладывать в инфраструктуру было нечего», — пояснил он.
Тяжёлый период закончился и СМП снова перешёл в список приоритетных тем.
Эксперт напомнил, что корабли платят за проход по Суэцкому, Панамскому каналам и другим морским путям странам, по чьей экономической зоне проходит маршрут. Ситуация с Севморпутём сложнее, так как необходимо дополнительно оплачивать проводку атомными ледоколами, ситуация чуть сложнее — суда ещё платят России за проводку атомными ледоколами. Тем не менее в дальнейшем популярность этой морской трассы будет возрастать.
«СМП даёт колоссальную экономию по времени и средствам в сравнении с поставками через Суэцкий канал», — сказал Штоль.
Москва ещё в нулевых годах поняла важность Севморпути и с 2007 года активно развивает его. «Осуществляются масштабные финансовые вложения, направляются людские ресурсы. Создаётся инфраструктура, организованы целые госорганы, отвечающие за планомерное развитие Севморпути. Координируются усилия многих министерств и ведомств, так или иначе затрагивающих арктическую тему», — пояснил аналитик.
В заключение он отметил, что единственной проблемой в развитии Северного морского пути может стать растущая конкуренция. На СМП и на Арктику в целом претендуют несколько стран, в том числе члены НАТО, которые пытают милитаризировать регион.
«Потому Россия усиливает своё присутствие и стремится выработать правила игры — аналогичные тем, что выработаны для Антарктики или недавно прописаны для Каспия», — заключил Штоль.