Равные права граждан России и Беларуси на всей территории Союзного государства давно стали не только его визитной карточкой, но и привычным и естественным обстоятельством. Однако правовая среда для обывателя и бизнеса в ряде отраслей до сих пор нуждается в гармонизации.
О том, какими методами ее проводить, говорили в Минске участники семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России. Тема мероприятия — «Дальнейшая гармонизация законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации» — стимулировала к детальному анализу достижений и проблем в этой исключительно важной сфере союзного строительства, ставшего признанным эталоном для постсоветской интеграции, в том числе для Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Открывая семинар, председатель Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Татьяна Москалькова отметила: «Пересекая белорусско-российскую границу, граждане не проходят ни таможенный, ни пограничный контроль. На территории братской страны они могут свободно поступить в учебное заведение, устроиться на работу с получением социальных и пенсионных выплат, подоходный налог будут платить по ставке для резидентов с первого дня работы».
При этом гармонизацию права в Союзном государстве она считает непрерывным процессом, так как национальные законодательства постоянно изменяются. Тем более что, если долгое время основным принципом Российской Федерации в отношениях с ближайшими соседями был прагматизм, то сегодня наряду с экономическими интересами в центр интеграции поставлены гуманитарно-ценностные, культурно-исторические и другие «нематериальные» аспекты.
Первым докладчиком семинара стал заместитель Государственного секретаря — член Постоянного Комитета Союзного государства Алексей Кубрин. Отметив несомненные успехи в сближении национальных законодательств, он предпочел остановиться на том, что, по его мнению, «было упущено» и требует исправления.
«Не полностью решены все вопросы в сфере миграционного права», отметил он. Так, например, с 1 января этого года граждане Беларуси для получения в России разрешения на временное проживание, вида на жительство или гражданства обязаны, как и граждане других стран, сдавать экзамен по русскому языку, который в Беларуси является государственным. «Часто возникает ситуация, когда экзаменуемый знает язык лучше экзаменатора», — пошутил Алексей Кубрин.
Еще одна проблема, которая могла затронуть несколько тысяч граждан, занятых на приграничных грузовых и пассажирских перевозках, — запрет на устройство на работу в России водителям с иностранными (в том числе и белорусскими) водительскими правами. В пожарном порядке проблема была решена Госдумой 19 мая перенесением этой нормы на 2017 год (закон был одобрен Советом Федерации 20 мая и 23 мая подписан Президентом России).
Статьи 59 и 60 Договора о создании Союзного государства предусматривают прямое применение законов и декретов СГ на территории двух стран. Однако пока постановления высших органов СГ выпускаются, но в России официально не публикуются, следовательно, как бы не вступают в действие. И подобных вопросов, по мнению, Алексея Кубрина, немало. Тем более что законодательство стран постоянно изменяется.
Впрочем, подвижки здесь есть. Декрет Высшего государственного совета Союзного государства от 3 марта 2015 г. «О Порядке формирования и исполнения бюджета Союзного государства» был опубликован 13 марта «Российской газетой» и стал первым документом прямого действия на территории обеих стран.
Алексей Кубрин подчеркнул, что Постоянный Комитет готов во взаимодействии с Парламентским Собранием и другими заинтересованными государственными органами двух стран продолжить работу по правовой гармонизации и оказывать в ней всяческую помощь. Тем более что эта работа важна и сама по себе, и как своеобразная подготовка этой работы в рамках Евразийского экономического союза.
Вообще, о соотношении интеграций в рамках Союзного государства и ЕАЭС на семинаре говорилось много. Общее мнение заключалось в том, что правовое пространство каждой страны опирается на свои правовые традиции, но в своих основных моментах, наиболее важных для граждан и предпринимателей, оно должно быть не только гармонизировано, но в ряде случаев и унифицировано, подобно техническим регламентам Таможенного союза…
Сходная, прозрачная правовая среда - это не отвлеченная идея, а важный фактор экономического роста интегрирующихся стран и их социального благополучия.
Леонид Горяинов.
Фото пресс-службы
Парламентского Собрания Союза
Беларуси и России