Почему арабские монархии ищут общий язык с республиками Центральной Азии
В рамках серьезной геополитической игры за влияние предпринимается попытка для более глубокого сотрудничества, считает эксперт
19 июля в саудовской Джидде состоялся первый в своем роде саммит Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) и стран Центральной Азии. По итогам встречи государства сформировали четырехлетнюю дорожную карту взаимодействия между регионами. Проект предусматривает развитие транспортной инфраструктуры, коммерческих и логистических сетей, сотрудничество в области зеленой энергетики, цифровой экономики и инноваций. Подчеркнута необходимость привлечения инвестиций для реализации соответствующих инициатив.
В интервью «Парламентской газете» старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин отмечает, что во многом саммит в Джидде был пристрелочным, так как встреча подобного формата проводилась впервые. «Ранее члены ССАГПЗ точечно работали по центральноазиатским республикам, однако эти проекты носили несистемный характер, — подчеркивает эксперт. — Теперь же предпринимается попытка, в рамках серьезной геополитической игры за влияние в Центральной Азии, создать общую основу для сотрудничества монархий с Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном, Туркменистаном и Таджикистаном».
Зеленая энергетика
Политолог указывает на то, что перед государствами стоят довольно заметные ограничения в технологическом плане. У ССАГПЗ, как правило, нет собственных серьезных наработок, которые были бы интересны государствам Центральной Азии. Сами монархии приглашают высокотехнологичные компании для реализации крупных проектов на своей территории за счет имеющихся у них огромных финансовых средств, получаемых от продажи нефтегазовых ресурсов.
Кроме того, зеленая энергетика может стать лишь частичным ответом на серьезный энергетический кризис, который сейчас наблюдается в Центральной Азии. Нехватку энергетических ресурсов ощущают на себе все государства региона, в том числе Узбекистан и Казахстан, на территории которых находятся значительные месторождения. Зеленая энергетика рассматривается как возможный ответ на этот кризис, однако, как показывает практика, этот механизм не позволяет реально решить проблему с энергетической безопасностью.
Транспортный коридор
По мнению эксперта, арабские монархии могли бы выступить в качестве инвестора в региональных транспортных проектах. Однако Центральная Азия, в силу географической удаленности, вряд ли представляет серьезную привлекательность для ССАГПЗ. Большинство транспортных проектов, соединяющих регион с арабскими государствами, так или иначе проходят через территорию Ирана. «Это не совсем удобно для монархий в силу комплексного характера их взаимоотношений с Исламской Республикой», — замечает политолог.
«Вопрос взаимодействия регионов в развитии транспортных сетей, связывающих страны Центральной Азии между собой или с внешними рынками, является неоднозначным. Мы не увидели со стороны ССАГПЗ никаких конкретных проектов на данном направлении, — отмечает Притчин. — Однако финансовые вливания богатых арабских стран в строительство транспортных сетей могли бы стать серьезным подспорьем для развития региона. Пока же основными инвесторами в эту сферу остаются Китай, активно развивающий свой проект «Один пояс — один путь», и Россия в силу имеющегося у нее инфраструктурного наследия Советского Союза».
Трудовые мигранты
По мнению регионоведа, у центральноазиатских государств имеется довольно большой запрос на диверсификацию потоков рабочей силы, чтобы снизить зависимость от России. Уже сейчас пробные партии трудовых мигрантов направляются в Великобританию и Южную Корею. Однако они носят точечный характер. Массовый поток трудовой силы, который наблюдается на российском направлении, мало реализуем в силу визовых и языковых ограничений.
Кроме того, если в Российскую Федерацию для трудоустройства достаточно иметь просто документ и получить патент на работу, то в монархиях Персидского залива это не так просто сделать. Трудовые мигранты столкнутся с совершенно другой, довольно сложной нормативно-правовой базой, регламентирующей их приезд. Эксперт поясняет, простым гражданам трудно будет самостоятельно устроиться на работу в монархиях Персидского залива, а при систематизированном подходе со стороны государства к данному вопросу направляемые потоки в силу географической удаленности все равно не станут альтернативой российскому направлению.
Читайте также:
• Иран становится полноправным членом ШОС • В Госдуму внесли законопроект против «резиновых квартир»