Паровая машина празднует годовщину
321 год назад англичанин Томас Сейвери запатентовал первый в мире паровой двигатель.
Талантливый инженер и изобретатель Томас Севери жил в британском Корнуэлле с 1650 по 1715 годы. 2 июля 1698 года он получил с дозволения короля Вильгельма III патент на изобретение, используемое «для подъёма воды и для приведения в движение разного рода мельниц силой огня, которое послужит к великой пользе и выгоде при откачке шахт, снабжении городов водой и работе мельниц там, где нет возможности пользоваться водой или ветром».
Изобретение было не слишком эффективным, поскольку оно было маломощным, теряло тепло пара во время охлаждения контейнера, и работало прерывисто — вода откачивалась отдельными порциями. Кроме того, насос был довольно опасным в эксплуатации, поскольку из-за высокого давления пара ёмкости и трубопроводы двигателя иногда взрывались.
Тем не менее, паровая машина Сейвери получила широкое применение в промышленности: с её помощью стали откачивать воду из угольных шахт, за что изобретатель в шутку называл свое детище «другом рудокопа».
В России паровая машина Сейвери появилась в 1707 году. Император Пётр Великий приказал установить её в Летнем саду для того, чтобы откачивать воду из Фонтанки для парковых фонтанов. Машина поднимала воду на высоту 3 метров от поверхности земли, а её производительность была 3 бочки в минуту.