«Отец турок» не понял бы Эрдогана
135 лет назад родился Мустафа Кемаль Ататюрк (Кемаль-паша)
135 лет назад родился Мустафа Кемаль Ататюрк (Кемаль-паша) — реформатор, политик, государственный деятель и военачальник, основатель и первый лидер Республиканской Народной партии Турции; премьер-министр (с 3 мая 1920г. по 24 января 1921г.), председатель Великого Национального Собрания (с 24 апреля 1920г. по 29 октября 1924г.); первый президент Турции (с 29 октября 1923 г. по 10 ноября 1938г.)
Феномен Кемаля Ататюрка до сегодняшнего дня остается до конца неразгаданным даже в самой Турции. Блестяще образованный (в его личной библиотеке только на иностранных языках насчитывается около тысячи книг) боевой генерал прославился в апреле 1915 года в Дарданелльской операции Первой мировой тем, что незначительными силами предотвратил высадку англо-французского десанта на полуостров Галлиполи. Свой авторитет в армии он завоевал также строптивым нежеланием выполнять нелепые приказы бездарных немецких командующих. Патриотический настрой не позволил ему примкнуть к клике предводителей младотурок, приведших страну к национальной катастрофе, и уберег от сомнительного сотрудничества с последним турецким султаном.
«Отец турок» (так переводится фамилия основателя Турецкой Республики) ассоциируется сегодня с созданием новой Турции на руинах Османской империи.
В 1919 году, возглавив национально-освободительную борьбу против иностранной интервенции, Кемаль-паша по сути спас страну от национального позора. Его ореол победителя связан прежде всего с сохранением нации и с провозглашенной впоследствии идеологией молодой республиканской Турции. Таковым стал тюркизм в противовес доставшемуся в наследство от младотурок панисламизму и пантуранизму.
Современные исследователи, стремящиеся объективно оценить период правления Ататюрка, говорят об исторической необходимости такой формы идеологии, определяя ее как ататюркизм. Краеугольным камнем нового учения стало превращение страны в светское государство, где турецкий национализм должен был стать как бы второй религией, некоей идеологической детерминантой выживания турок как народа и государства.
«Отношения с другом и соседом Турции - Советской Россией - имеют искренний характер. Наша линия поведения - взаимное доверие…» — Мустафа Кемаль Ататюрк
Битва за души граждан молодой республики стала не менее напряженной, чем сражения с интервентами. В 1924 году Ататюрк выступит с обвинительной речью по поводу использования исламской религии в политических целях, затем последуют принятие закона об упразднении халифата, законодательные акты об отмене шариатского судопроизводства, о закрытии мест религиозного паломничества текке (обители дервишей) и тюрбе (усыпальницы дервишских святых). Принятый в 1926 году гражданский кодекс устанавливал светские принципы гражданского права, а новый уголовный кодекс запрещал использование религии в политических целях и пропаганду, «осуществляемую ради обеспечения политических выгод путем использования религии или религиозных чувств». «Турецкая Республика, — говорил Ататюрк, — не может быть страной шейхов, дервишей, мюридов и их приверженцев».
Примечательно, что представители нынешней политической элиты во главе с Р.Т. Эрдоганом, пришедшие к власти под лозунгами «исламизма с демократическим лицом», призывали когда-то низвергнуть Ататюрка. Тем не менее уже более десяти лет исламисты сидят под его портретами и возлагают венки к его памятникам.
Однако при этом им все больше удается практически в открытую пренебрегать заветами спасителя нации. В десятки раз увеличен штат управления по делам религии, которое уже выступает чуть ли не отдельным министерством. За годы правления Эрдогана количество построенных мечетей в несколько раз превысило численность действующих при Ататюрке объектов мусульманского культа. Ношение традиционного мусульманского платка в учебных заведениях и госучреждениях, против чего рьяно выступали кемалисты, стало чуть ли не обязательным атрибутом. Запрещенные при Ататюрке мусульманские секты открыто действуют по всей территории Турции. Суфийские традиции тиражируются государственными структурами на международном уровне. Конкурс при поступлении на теологические факультеты (ранее был только один) достигает 30-40 человек на место.
Последние годы, кстати сказать, в турецких высших учебных заведениях (прежде всего на теологическом факультете Анкарского университета) началась подготовка кадров мусульманского духовенства для России. На сегодняшний день около 30 россиян уже защитили докторские и магистерские диссертации в Турции. На русский язык переводится большое количество религиозной литературы. При этом широко рекламируется помощь турецких мусульман россиянам. Многочисленные мусульманские фонды активно борются за свое влияние на российскую аудиторию, конкурируя с аналогичными саудовскими и катарскими. При их содействии значительно возросло число туров мусульманского туризма (организация хаджа, посещение мусульманских святынь в Турции, проведение мероприятий по суфийской тематике и тому подобное).
По твердому убеждению Ататюрка, защитницей завоеваний кемалистской революции должна быть турецкая армия. Именно так и проявили себя турецкие военные, придя к власти в 1960 и в 1980 годах, отстаивая заветы вождя нации. Не случайно «демоисламисты» главный свой удар обрушили на офицерский корпус. Идеологи правящей Партии справедливости и развития сфабриковали скандально известные уголовные дела «Эргенекон» и «Кувалда», по которым в сентябре 2012 года были осуждены более 300 высших офицеров, обвиненных в «подготовке государственного переворота». Момент для этого подобран был более чем благоприятный. Светская оппозиция раздроблена, хотя более трети политически активного населения страны остается верной заветам вождя. Армия в лице ее высшего руководства запугана инициированными «делами о заговоре» и суровыми судебными приговорами. В этой ситуации нынешняя власть запускает жупел «внешней угрозы», в число которой попадают не только курды, ИГ, но и… Россия.
Здесь уместно обратиться к оценке Ататюрком российско-турецких отношений и его взгляду на дружбу с Россией. Было ли у Кемаля, который, между прочим, сражался на Кавказском фронте против русских войск, высокомерное отношение к России? Вряд ли. Иначе допустил бы верховный главнокомандующий, чтобы советский маршал С.М. Буденный принимал парад турецких войск, а советский посол С. Аралов (возглавлявший перед этим Главное разведуправление Красной армии) в марте-апреле 1922 года инспектировал вместе с турецкими генералами армию перед решающим сражением против греков. Не говоря уже о том, что именно по просьбе Кемаля Ататюрка для подготовки оперативного плана окончательного разгрома интервенции в 1921 году в Турцию был приглашен легендарный герой Гражданской войны М.В. Фрунзе с группой офицеров-генштабистов. Сам факт обращения турецкого лидера к Ленину и получение от истекающей кровью Советской России десяти миллионов золотых рублей, крупных партий оружия и боеприпасов говорит о многом.
Хотя западные историки сегодня объясняют полученную Турцией безвозмездную помощь как «часть коварных планов Кремля», Ататюрк и его окружение видели в своем северном соседе надежного друга. Договор о дружбе между двумя странами от 1925 года, например, содержал положения, весьма актуальные для сегодняшнего состояния наших отношений. Так, статья 2 гласила: «Каждая из сторон также обязалась воздерживаться от всякого нападения на другую сторону и не принимать участия ни в каком союзе, политическом соглашении или ином акте одной или нескольких третьих держав, направленном против другой стороны». Как важно было бы президенту Р.Т. Эрдогану познакомиться с этим документом до известного события с уничтожением нашего самолета.
Вполне очевидно, что Россия, как и прежде, заинтересована в сохранении дружеских отношений с Турцией. Созданное Ататюрком независимое светское государство с первых дней было настроено своим основателем на развитие и укрепление российско-турецкого сотрудничества. Многолетний опыт нашего взаимовыгодного партнерства свидетельствует о возможности преодоления амбиций отдельных политических деятелей, какими бы новыми вызовами не усложняли они поступательное движение двух стран навстречу друг другу.