ЕАЭС: маленькая годовщина с большой перспективой
Выросший из Таможенного союза Евразийский экономический союз (ЕАЭС) отметил свою первую годовщину.
По мнению экспертов, уже через четыре-шесть лет общий рынок товаров, услуг, капиталов должен дать не менее чем 25-процентный прирост ВВП стран — участниц ЕАЭС.
ЕАЭС со всеми имеющимися плюсами и минусами состоялся как перспективная международная организация региональной экономической интеграции. На сегодня в ЕАЭС входит пять государств постсоветского пространства — Россия, Казахстан, Беларусь, Армения и Киргизия. Но еще 20 с лишним стран из разных частей света уже высказали свою заинтересованность в сотрудничестве в той или иной форме с новым объединением. И это несмотря на то, что период становления ЕАЭС пришелся на продолжающийся в мире кризис и стремление США вразрез с правилами ВТО навязать другим странам путем создания тихоокеанского и атлантического альянсов с приставкой «транс» новые правила поведения на международном рынке (естественно, в свою пользу). В этих условиях эффективная евразийская интеграция становится действенным защитным механизмом против такого бесцеремонного давления на развивающиеся страны.
По оценкам экспертов, уже через 4-6 лет общий рынок товаров, услуг, капиталов должен дать не менее чем 25-процентный прирост совокупного ВВП стран — участниц ЕАЭС»
Однако на сегодняшний день опасны не только и не столько внешние обстоятельства, сколько во многом неизбежные внутренние проблемы становления Союза. Некоторые из них подняли участники видеомоста Москва — Астана — Ереван, посвященного перспективам углубления интеграции в ЕАЭС. По мнению российских, армянских и казахстанских экспертов, успешное развитие евразийской интеграции в рамках ЕАЭС вряд ли возможно, если национальные интересы будут превалировать над общими целями. Пока это получается не всегда.
2016 год будет очень сложным, считает заведующий кафедрой экономико-математических методов Армянского государственного экономического университета Ашот Тавадян. Он обеспокоен тем, что мы часто упираемся в закрытую дверь. Например, в Договоре ЕАЭС предусмотрен предельно допустимый уровень годовой инфляции в странах — участницах Союза. На деле в прошлом году его выдержала только Армения. Вывод: надо проводить более согласованную экономическую и валютную политику. В частности, он предложил разработать антикризисную программу ЕАЭС, в том числе для развития нашего общего внутреннего рынка.
«Сейчас внутренняя торговля между странами — участницами ЕАЭС составляет около 12 процентов от их общего товарооборота, а в Европейском союзе для сравнения более 60 процентов», — привел красноречивую статистику заместитель директора казахстанского Института общественной политики партии «Нур Отан» Владимир Тельнов.
Но чтобы довести внутренний товарооборот даже до названной цифры, необходимо иметь достаточный объем востребованных в странах Союза товаров. Отсюда встает второй важнейший вопрос — о развитии собственных производств для выпуска таких товаров в нужном количестве и соответствующего качества. Причем речь идет в первую очередь о продукции перерабатывающей промышленности. Пока в этой сфере очевиден перекос в сторону сырьевого сектора. Конечно, неплохо, что ЕАЭС занимает первые места в мире по добыче нефти и газа, но ни то ни другое не съешь и не наденешь на себя.
«Самое пристальное внимание нам надо обратить на продвижение Китая в Центральную Азию, а Ирана в Беларусь», — заявил руководитель Центра стратегического развития стран СНГ Института Европы Российской академии наук, директор Института стратегического планирования и прогнозирования Александр Гусев. Известно, что Беларусь развивает контакты с Ираном не только в гражданской, но и в военной сфере, а Китай активно продвигает свои проекты в Казахстан. Оба наших союзника по ЕАЭС приветствуют и практикуют многовекторную политику. Само по себе ничего в этом плохого нет, ведь мы живем сегодня в глобальном мире, и замыкаться в национальных рамках никто не собирается. Но очевидно и другое: осуществляя многовекторную политику, все-таки надо выделять и придерживаться приоритетных и стратегических направлений исходя не только из экономической целесообразности и сиюминутной выгоды, но также из политических и других основополагающих факторов. И разумеется, не забывая о своих союзнических обязательствах.
Надо признать, что сотрудничество в рамках ЕАЭС в этом отношении не лишено отдельных шероховатостей. Это и то, о чем говорил армянский эксперт, и претензии казахстанских коллег к России по тарифам на перевозку зерна, а последней к своим партнерам в отношении реэкспорта зарубежных товаров, включенных нами в антисанкционный список.
Сегодня США пытаются навязать Европе экономическую зону свободной торговли, в которой американские товары имели бы конкурентные преимущества, а Китай прокладывает на Запад новый Шелковый путь, преследуя свои собственные коммерческие цели. В этой ситуации противоборства крупных игроков ЕАЭС должен, по мнению Александра Гусева, извлечь свою выгоду. Одна из очевидных — то, что часть Шелкового пути проходит по территории ЕАЭС, что при разумном использовании сулит большие выгоды Союзу.
Как показала жизнь, усидеть одновременно на двух стульях, что долгое время пыталась делать Украина, — это ни к чему хорошему не приводит. Можно остаться не только без стульев, но еще и очень больно удариться при падении. Этого не произойдет, уверен Ашот Тавадян, если договоренности, принятые в рамках ЕАЭС, будут неукоснительно исполняться на практике: «Если хотим скооперироваться, совместными усилиями модернизировать наши производства, нашу экономику, мы, конечно, должны определить приоритеты для каждой из стран — участниц Союза и оказывать соответствующую помощь для развития приоритетных сфер. Иначе мы не только не сможем завоевать свой внутренний рынок, но и существенно ограничим свои экспортные возможности. Поэтому для наших экономик чрезвычайно важно интегрироваться».
Вопрос в том, как скоро произойдет такая интеграция? По оценкам экспертов, уже через 4-6 лет общий рынок товаров, услуг, капиталов должен дать не менее чем 25-процентный прирост совокупного ВВП стран — участниц ЕАЭС. Определенные надежды внушает перешедшее в текущем году председательство в ЕАЭС от Беларуси к Казахстану, президент которого Нурсултан Назарбаев, как известно, еще в 1994 году выдвинул идею евразийской интеграции и впоследствии активно продвигал ее. По крайней мере не исключено, что именно в этом году будет создана парламентская ассамблея ЕАЭС, а затем, возможно, и союзный парламент для формирования полной законодательной базы интеграционного Союза.
Юрий Говердовский