Большая «шанхайская семья»
Юбилейный саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) пройдет 23-24 июня этого года в Ташкенте
Какое место занимает ШОС в современной системе международных отношений и внешней политики России? об этом вместе с нашим корреспондентом размышляет член Совета Федерации Федерального Собрания РФ Дмитрий Мезенцев, являвшийся генеральным секретарем ШОС в 2013-2015 годах.
Давайте вернемся к ситуации, которая предшествовала созданию ШОС, учрежденной 15 лет назад, в июне 2001 года. 90-е годы были временем поиска и наработок форм взаимоотношений между новыми самостоятельными государствами Центральной Азии, Россией и Китаем. Требовалось найти и создать институты доверия на их границах, ставших государственными. И в рамках шанхайской «пятерки», и позднее уже в рамках ШОС — с нынешним составом учредителей — главным приоритетом стало обеспечение региональной безопасности и стабильности. Немного времени потребовалось, чтобы обозначились и другие приоритеты: торгово-экономическое сотрудничество и широкое взаимодействие в гуманитарных областях.
Но следует понимать, что ШОС — это не просто деятельность по трем перечисленным направлениям, это десятки сфер и областей взаимодействия на основе принципов так называемого шанхайского духа, а это взаимная выгода, это доверие, это уважение позиций друг друга… И насколько возможно, насколько допускает ШОС — формирование «единого будущего» на общем пространстве стабильности. При этом важно подчеркнуть, что Организация не является интеграционным объединением.
За эти годы организация, созданная шестью странами-основательницами, выросла до целой «шанхайской семьи», в которой еще шесть государств имеют статус наблюдателей (Афганистан, Белоруссия, Индия, Иран, Монголия и Пакистан) и еще шесть государств — партнеры по диалогу (Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка). Наработана очень профессиональная и эффективная практика взаимодействия на более чем 20 площадках.
Уфимский саммит, прошедший в июле 2015 года под председательством Президента России Владимира Путина, стал историческим: была принята Стратегия развития ШОС до 2025 года. Это для организации решение особого масштаба. И важно подчеркнуть, что стратегия — это не «большой» план «больших» мероприятий. Она определяет горизонт взаимодействия по десяткам направлений и делает определенную заявку на более весомое позиционирование ШОС на евразийском пространстве и, конечно, подтверждает готовность к более активному влиянию на решение актуальных вопросов международной повестки дня.
Также на саммите в Уфе было принято еще одно прорывное решение, масштаб и значение которого трудно переоценить, — о начале присоединения к организации Индии и Пакистана в качестве полноправных членов. Сегодня на рассмотрении находятся заявки ряда стран на запрос различного статуса в ШОС — и полноправного членства, и наблюдателя, и партнера по диалогу. Одна из таких заявок в ШОС, привлекающих особое внимание и к которой в ШОС относятся с большим уважением, от Ирана. Сегодня, после снятия с Ирана санкций, наложенных в свое время Советом Безопасности ООН, формально не осталось препятствий для обретения в ближайшем будущем этой страной членства в ШОС. Но важно отметить на примере Индии и Пакистана, что процедура вступления в члены организации подразумевает присоединение к 32 базовым документам ШОС, в том числе к тем, которые имеют статус национальных законов. Это также характеристика очень профессиональной, последовательно «складываемой» нормативной базы ШОС, подтверждение того, что это серьезное международное многопрофильное объединение, по- своему уникальное и, наверное, по масштабности задач и уже сложившейся практике одно из немногих, так быстро доказавших свою состоятельность в рамках выстраивания новой архитектуры международных отношений и безопасности.
- Продолжая затронутую вами тему, в чем состоит притягательная сила ШОС для государств, стремящихся в «шанхайскую семью»?
- В составе «шанхайской семьи» страны, различные по экономическому потенциалу, с различными политическими, культурными, историческими, религиозными традициями. При этом мы действительно видим тенденцию увеличения числа поданных заявок на обретение того или иного статуса в объединении, но и видим, как укрепляются и ширятся отношения прежде всего с наблюдателями. Последние три года практически все встречи секретарей советов безопасности, министров иностранных дел, генеральных прокуроров и глав верховных судов, министров экономического блока, транспорта, ряда других проходят в формате «6+5», а после уфимского саммита — с учетом обретения и Белоруссией статуса страны-наблюдателя — «6+6». Заседания Совета глав государств — высшего органа организации — также проходят в расширенном составе всегда с участием лидеров государств-наблюдателей. Такая же практика неизменна на встречах глав правительств, где формируется прежде всего экономическая и культурно-гуманитарная повестка дня.
Очень важно, что последовательность, взвешенность решений, которые неизменно отличают ШОС, — это всегда результат работы на основе консенсуса. Не было случая, чтобы точка зрения какой-то страны вне зависимости от масштаба экономики, размера ее территории или населения не была бы учтена. Конечно, представлять систему взаимодействия в рамках ШОС в сугубо розовых тонах — передержка. Но всегда существует необходимость сверять позиции, а значит, и дискуссии. Но неизменным остается стремление услышать точку зрения и аргументы друг друга. Принцип консенсуса трудоемок для исполнения, но он и придает устойчивость организации, а значит, каждый из членов «шанхайской семьи» становится сильнее.
- Вернемся к стратегии, принятой на саммите в Уфе. Какие направления для развития выделены в ней как наиболее перспективные?
- С учетом особой актуальности борьбы с терроризмом в глобальной повестке дня это, прежде всего, действенное взаимодействие в антитеррористической борьбе, совершенствование и исполнение нормативной базы, регламентирующей такое взаимодействие, в том числе и на базе Региональной антитеррористической структуры, базирующейся в Ташкенте и действующей на постоянной основе. Борьба с терроризмом — приоритет политики ШОС.
Все более актуальным становится расширение торгово-экономического взаимодействия, даже притом что ШОС не является интегральным объединением. В ходе визита председателя КНР г-на Си Цзиньпина в Москву в мае 2015 года Президент России Владимир Путин представил принципиально новые подходы Евразийского экономического союза по взаимодействию с китайской стороной, предложившей концепцию Экономического пояса Великого шелкового пути. Это значит, что в ближайшее время определение роли и места ШОС в этом процессе будет все более актуальным. Прибавим сюда потенциал туризма, потенциал межрегионального сотрудничества. Верю, что в близкой перспективе будет создан совет регионального взаимодействия ШОС, в том числе с учетом уже существующей успешной практики сотрудничества провинций КНР, областей России и Казахстана. В рамках формата «регион — регион» значительно быстрее решаются многие вопросы, например, региональной и приграничной торговли, люди лучше узнают друг друга, перенимают удачный опыт соседей.
- Вы три года работали генеральным секретарем ШОС. Какова роль и функции руководителя организации?
- Формально, если читать нормативные документы, утвержденные Советом глав государств, генсек ШОС — это главное должностное исполнительное лицо организации. Он организует работу штаб-квартиры, находящейся в Пекине, стоит во главе коллектива, сформированного из представителей шести государств, работающих на постоянной основе. Он ответственен за результативность исполнения решений Совета глав государств, Советов глав правительств и министров иностранных дел, других органов организации, ответственен и за результативный и доброжелательный характер взаимодействия представителей государств-основателей, представителей всех стран «шанхайской семьи». В заботах генсекретаря — и сотрудничество с Антитеррористической структурой (РАТС) ШОС, с Деловым Советом и Межбанковским объединением.
Президент одной из стран, председательствовавшей в свое время в организации, предложил мне такую формулу: если саммит ШОС прошел успешно, то это, прежде всего, заслуга принимающей стороны, а если проявились какие-то недоработки, упущения, это «недосмотрел» генсек. Понятно, что я согласился с этим, ведь, по сути, это справедливая и верная формула, потому что для штаб-квартиры и генерального секретаря нет мелочей, нет вопросов, которые позволительно упустить из поля своего внимания. При этом генсек активно участвует во всех высоких встречах, проводимых организацией, а их более 20, он имеет право на выступление, также представляет отчеты о деятельности организации за ушедший год на заседании Совета глав государств, а главам правительств — доклад о взаимодействии в торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах.
На генеральном секретаре лежит и обязанность представлять организацию на международных площадках. Только один пример: в прошлом году на встрече генсека ООН г-на Пан Ги Муна с главными должностными лицами всех международных региональных организаций — их в мире более 20 — обсуждался опыт и потенциал региональных международных организаций прежде всего по предотвращению и разрешению региональных конфликтов. Для меня было честью предоставить информацию о деятельности ШОС в данном контексте.
Мне было доверено руководством страны стать первым генсеком ШОС от России. С учетом принципа и сроков ротации в следующий раз российский гражданин займет эту должность уже после 2030 года. Годы работы в ШОС были уникальным временем и большой ответственностью, ведь кандидатура генсекретаря организации утверждается решением шести президентов государств-основателей. Работая в ШОС, всегда помнил об этом.
[Наша справка]
Предпосылки к созданию Шанхайской организации сотрудничества были заложены еще в 60-е годы XX века, когда СССР и КНР вступили в переговоры по разрешению территориальных споров. В результате распада Советского Союза появились новые участники переговоров в лице России и государств Центральной Азии, и после того как Китай разрешил территориальные споры с соседними государствами СНГ (Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном), появилась возможность дальнейшего развития регионального сотрудничества. Поэтому в 1996 году была образована «Шанхайская пятерка». Последующие ежегодные саммиты участников «Шанхайской пятерки» проходили в Москве в 1997 году, Алма-Ате (Казахстан) в 1998 году, в Бишкеке (Киргизия) в 1999 году и в Душанбе (Таджикистан) в 2000 году. При этом ко времени проведения бишкекского саммита началось создание постоянных механизмов сотрудничества: встреч министров и экспертных групп. Начала складываться новая международная организация. Появились национальные координаторы, назначаемые каждой страной. В 2001 году очередной саммит состоялся в Шанхае. На нем транснациональное международное объединение окончательно сложилось, и от этой даты ведется отсчет существования организации. Из основополагающих документов организации следовало, что ШОС не является военным блоком (таким как НАТО или ранее существовавшая Организация Варшавского Договора) или открытым регулярным совещанием по безопасности (как, например, ОБСЕ), а занимает промежуточную позицию. В декларации о создании ШОС государства-основатели заявили о твердой приверженности целям и принципам Устава ООН. Практическую направленность деятельности новой организации определило подписание — за три месяца до трагических событий 11 сентября года в Нью-Йорке — Конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, что продемонстрировало всему миру осознанную решимость ШОС бескомпромиссно бороться с силами «трех зол». Было разработано и принято единое определение международного терроризма. Подобного не удалось достичь ни одной организации в мире, включая ООН. Формирование ШОС продолжилось в ходе встречи глав государств в июне 2002 года в Санкт-Петербурге. Были подписаны очередные два основополагающих документа: Декларация глав государств — членов ШОС и Хартии ШОС — базового уставного документа. Также было подписано соглашение о создании Региональной антитеррористической структуры (РАТС). В мае 2003 года на саммите в Москве был создан Секретариат ШОС со штаб-квартирой в Пекине. Тогда же были подписаны 30 документов, определяющих порядок функционирования руководящих органов организации — Совета глав государств, Совета глав правительств и Совета глав МИД. По существу, на этом завершился организационный период формирования ШОС. На ташкентском саммите ШОС в июне 2004 года наряду с другими документами была подписана, в частности, Конвенция о привилегиях и иммунитетах ШОС. Состав организации расширился за счет приема в качестве наблюдателя нового регионального члена — Монголии. В этом статусе она остается и до сих пор, поскольку полагает, что еще не исчерпала своих возможностей наблюдателя, однако в обозримом будущем вопрос о полном членстве Монголии также может встать. К 15-летию ШОС общая территория входящих в нее стран составляет более 34 млн км2, то есть 60 процентов всей территории Евразии. Общая численность населения стран ШОС превышает 3 миллиарда 40 миллионов человек, а это около половины населения планеты. Совокупный объем ВВП стран — участниц ШОС в 2015 году составил около 37 триллионов долларов, что является одной третью от общемирового показателя. Наконец, немаловажный фактор — экономика Китая сейчас вторая в мире по номинальному ВВП, и первая по ВВП по паритету покупательной способности. Анатолий Анисимов |