Что уцелело в Пальмире
Российские учёные вернулись из Сирии, пересчитав сохранившиеся памятники мировой культуры
Сейчас Пальмира снова находится в руках террористов: в результате атаки боевиков 10-11 декабря сирийская армия оставила Тадмор, находящийся рядом с древним городом. А значит, объект всемирного наследия снова под угрозой уничтожения.
Грабёж возобновится
Экспедиция Института истории материальной культуры РАН была в Пальмире в сентябре, когда город контролировали сирийские войска. В Россию учёные привезли более 20 тысяч фотографий, сделанных с беспилотного летательного аппарата, и ещё тысячу — снятых с земли. И теперь готовы представить публике подробнейшую 3D-модель древнего города. Точнее — того, что от него осталось.
- Если сейчас снова пострадают памятники, — у нас есть задокументированное состояние на 26 сентября, — полна надежд Наталья Соловьёва. — С его помощью можно обсуждать воссоздание, можно оценивать размеры разрушений, которые произойдут в ближайшие дни или уже произошли.
Опасаться есть чего: если прежде думали, что боевики разрушают только самые известные памятники, то теперь ясно, что всё гораздо хуже.
- Как только в марте этого года освободили Пальмиру, я написала письмо министру обороны Сергею Шойгу с просьбой разрешить сделать 3D-модель объекта культурного наследия, рассказала руководитель экспедиции, замдиректора Института истории материальной культуры РАН Наталья Соловьёва. — И когда всё было разминировано, нам разрешили поездку. Конечно, мы согласовали экспедицию с Министерством культуры и с Михаилом Пиотровским, который руководит восстановлением Пальмиры. Михаил Борисович просил каждый день присылать ему СМС, он очень за нас переживал.
В экспедицию отправились пять человек: трое учёных и два специалиста-топографа. Последние и управляли летающим дроном — маленьким роботом-самолётиком с укреплёнными на нём фотокамерами.
- Обстановка была напряжённая, хотя боевых действий около Пальмиры в сентябре не велось, — поделилась впечатлениями Соловьёва. — Мы слышали выстрелы, разрывы.
Рядом с Пальмирой находится город Тадмор — фактически объект всемирного наследия является его окраиной.
- Тадмор почти полностью разрушен. Когда идёшь среди развалин, по улицам без людей, ощущения… ну, какие могут быть ощущения у нормального человека? Ужасно, — продолжает рассказ руководитель экспедиции. — В Пальмире же много грабительских раскопов, вторжение в культурный слой серьёзный. В некрополе выворочены саркофаги, разрушены склепы, камень стен использован для строительства военных укреплений. Боевикам же наплевать, где ставить орудия.
По словам петербургских археологов, свежих грабительских раскопов там нет, самым новым как минимум год.
- Я же 35 лет в пустынях работаю, знаю, как выглядят раскопы, пережившие зиму. Те, что мы видели, точно зиму пережили, — категорична Соловьёва.
Другими словами, они были сделаны в то время, когда в Пальмире хозяйничали террористы «Исламского государства» (организация, запрещённая в РФ. — Ред.). Артефакты они выкапывали на продажу — никакая другая ценность, кроме денежной, боевиков не интересует. Так что скоро сокровища древнего города могут появиться на чёрном рынке, если уже не появились. И можно не сомневаться, что сейчас, когда Пальмира снова захвачена игиловцами, грабёж возобновится.
Жизни за памятники
Впрочем, нет сомнений и в том, что древний город снова освободят. Правда, это опять будет сопряжено с людскими потерями: сирийские и российские военные идут на большой риск, но не используют оружие, которое может повредить памятники.
- Прошлая операция в марте была только наземной, — пояснила Соловьёва. — Поэтому с воздуха не бомбили, я могу это подтвердить: воронок от бомб в Пальмире нет. В ХХ веке так же освобождали от немцев Краков. Разминирование тоже проводили бережно, чтобы сохранить объект культурного наследия: ничего не взрывали внутри города, мины и снаряды на руках выносили за его пределы. Вы представляете — 300-килограммовую бомбу на руках несли по главной улице, мимо колоннады, тянущейся километр!
То, что взорвано в Пальмире, намеренно разрушено боевиками.
- Храм Бэла взорван целиком, в крошку, — вздохнула Наталья Соловьёва. — Остался один портик. Его уже не реставрировать, можно только отстроить заново. А храм Баалшамина, судя по всему, взрывали непрофессионально: памятник развалился на крупные куски, их можно собрать заново. Триумфальную арку можно восстановить частично, а частично придётся пополнять новыми деталями, благо известняк и мрамор при строительстве использовались местные. Разрушены все статуи, как минимум у них уничтожены лица и отбиты руки.
- До 2015 года в Пальмире стояли высокие башни, в которых совершали погребения по римскому обряду, они на всех открытках были, — продолжил участник экспедиции Егор Блохин. — Боевики их взорвали, но есть возможность с помощью нашей 3D-модели изучить камни, пронумеровать каждый, а когда Пальмиру освободят, приехать и собрать. В средневековом замке Фахраддина разрушены стены, обрушена башня, взорван мост, ведущий к замку. Знаменитые колонны царицы Зенобии, на которых было написано её имя, сейчас представляют собой большие блоки, валяющиеся на земле. Но, к счастью, они полностью поддаются реставрации: их тоже нужно будет пронумеровать и потом поставить на место.
Собственно, для этого в первую очередь и будет служить созданная 3D-модель Пальмиры: пока в античном городе идёт война, учёные всего мира смогут за компьютером начать подготовку к восстановлению уникальных памятников — изучать камни, собирать их на экране, будто паззлы, определяя, какой блок где должен находиться.
Договариваться нельзя
- Боевики не только взрывали памятники напоказ, они строили из них укрепления, — Блохин вывел на монитор снимки лагеря Диоклетиана. — Вот, хорошо видно, как разнесли кусок стены, чтобы поставить артиллерию. Загнали сюда технику и просто снесли стену.
- Но, к счастью, разрушено далеко не всё, — грустно улыбнулась Наталья Соловьёва. — Правда, сейчас тому, что сохранилось, снова угрожает опасность.
В числе памятников, до которых у боевиков пока не дошли руки, — знаменитая колоннада вдоль главной улицы Пальмиры, тетрапилон, античный театр, в котором в мае давал концерт оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.- Сохранился погребальный храм, но только потому, что в его подземной части боевики сделали себе убежища, — добавила Соловьёва.
Учёные уверены: террористов из Пальмиры надо выбить как можно скорее, пока все эти объекты ещё в хорошем состоянии.
- Я 35 лет работаю на Востоке и скажу: с боевиками заигрывать и договариваться нельзя, — уверена Наталья Соловьёва. — Человеку присуща историческая память, это отличает его от животных. А у них исторической памяти нет.