Переговоры России и Украины в Стамбуле

15:03Министр обороны Украины увязал переход к миру с остановкой боев и обменом пленными

14:43Переговоры России и Украины в Стамбуле длятся уже больше часа

14:28Киевская «торпеда»: как хотят сорвать переговоры России и Украины в Стамбуле

Последняя надежда Дональда Трампа – тайные избиратели

Сможет ли республиканский кандидат подобно Владимиру Жириновскому и ЛДПР набрать больше, чем предвещают опросы?

Тема: Выборы президента США

08.11.2016 12:27

Автор: Леонид Горяинов

Последняя надежда Дональда Трампа – тайные избиратели
Фото AP-TASS

Социологи и большинство политических экспертов предрекают Дональду Трампу поражение со счётом примерно 43–44 на 47–48 на сегодняшних президентских выборах в США. Но избирательные кампании в западном мире в 2016 году показывают, что не всё так однозначно.

Год несбывшихся прогнозов

Так, основная масса предсказаний о результатах референдума в Нидерландах по поводу подписания договора об ассоциации ЕС с Украиной 6 апреля этого года говорила о том, что референдум или не состоится, или победят сторонники ассоциации. В реальности явка составила 32,2 процента (для того чтобы референдум состоялся, достаточно было 30), 61,1 процента участников высказались против ассоциации и лишь 38,1 — за.

Пропаганда сторонников ассоциации строилась на том, что все прогрессивные, толерантные, открытые миру и вообще порядочные голландцы должны сказать «да» ассоциации. Не помогло. Большинство пришедших на избирательные участки не побоялись повести себя «неприлично».

Подавляющее большинство прогнозов референдума по Brexit в Великобритании 21 июня говорили о том, что сторонники выхода страны из ЕС наберут пусть и ненамного, но меньше, чем противники. Проевропейская пропаганда опять же строилась на том, что в XXI веке изоляционистское, ксенофобное (хотя кто сказал, что все сторонники выхода из ЕС — обязательно ксенофобы), неинтеграционное и слишком «национально ограниченное» мышление непрагматично и просто неприлично. Не помогло.

Большинство британцев не купились ни на какие информационные коврижки, вроде реплик Барака Обамы в пользу членства Британии в Евросоюзе, ни на призывы известных актёров, писателей, певцов, политиков и финансовых аналитиков. И сам премьер Кэмерон, недвусмысленно высказывавшийся в пользу членства в ЕС, не помог. И ушёл в отставку. И вот уже новый британский премьер Тереза Мэй форсирует мероприятия по экономическому и политическому разделению.

«Несистемность» как мэйнстрим

Отметим, что последний эпизод с британским референдумом очень важен. Во-первых, в отличие от Нидерландов, здесь мы имеем дело с англо-саксонским миром, который весь основан на сходной ментальности, одном языке, схожих правовых системах и ценностях. Хотя, конечно, Америка давно уже не Новая Англия.

Трамп или Клинтон? Вскрытие покажет
Во-вторых, мы видим, как, протестуя против правящих кругов и господствующих в СМИ воззрений, миллионы людей перестали бояться вести себя как бы «неприлично». То есть выступать против системы либерально-глобалистских воззрений, которые давно навязываются как единственно приличные и правильные. Вспомним, кстати аналог: «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно» (В. И. Ленин). Эта вдолблённая миллионам людей фраза, как мы знаем, постепенно свелась к застольной шутке, а держава, в которой это происходило, уже почти 25 лет как не существует.

В новой и новейшей истории немало и иных примеров, когда старательно внедряемые сверху идеологемы становились предметом отторжения и насмешек, когда «антисистемность» становилась общественным мэйнстримом.

Ну да, Трамп, пожалуй, неприличен...

Миллиардер и шоумен, вальяжный и явно самовлюблённо настроенный Дональд Трамп, наверное, действительно неприличен со своими пассажами против мексиканцев, мусульман, афроамериканцев и других меньшинств (хотя и сам он – сын немецкого эмигранта). Вполне возможно, что он несерьёзно и не особенно почтительно относится к женщинам. Не исключено даже, что он на самом деле труслив, болтлив и не очень умён, что часто бывает сущностью высокомерно-вальяжных людей. Образцом христианского человеколюбия его, пожалуй, никак не назвать.

Однако насколько приличны представители транснациональных корпораций и другого крупного международного бизнеса, господствующие в Сенате и Конгрессе США, которые спокойно смотрят на вывоз производств в Юго-Восточную Азию, Латинскую Америку, а теперь ещё и в Африку? Которые разрушают основу основ американского образа жизни – привычный быт, безопасность и длившуюся лет семьдесят высокую предсказуемость жизни среднего американского обывателя? Которые размывают традиционное христианское мировоззрение в до сих пор очень религиозной стране? Результатом политики которых стал, особенно в последние 8–9 лет, беспрецедентный после Великой Депрессии рост числа poor workers – работающих бедных. А если прибавить к этому грандиозные кредитные и ипотечные долги даже вроде бы благополучных американских домохозяйств? А приличны ли всё более дорогие всеобщие медстраховки «Обамакер», за которые всё труднее получить качественное лечение?

А что делать и думать среднему WASP – белому англо-саксонского происхождения протестанту, а может быть, и ирландского или итальянского происхождения католику, а может, благонамеренному англо- и испаноязычному калифорнийцу, чьи предки поселились в этой самой ещё испанской Калифорнии 300 лет назад? Как они должны себя чувствовать в условиях роста «цветной» (об этом, правда, неприлично говорить) и миграционной преступности? Что думать о так называемой «позитивной дискриминации» с формальными и неформальными квотами при образовании и трудоустройстве для тех или иных меньшинств?

Даже не упоминая «блестящую» внешнюю политику администрации Барака Хусейна Обамы, проводником которой долгое время была кандидат демократов госсекретарь Хиллари Клинтон, можно сказать, что среднему американцу очень многие вещи могут казаться куда неприличнее, чем господин Трамп. И соблазн простых и, вроде бы, «неприличных» и, честно говоря, плохо проработанных его предложений, может оказаться сильнее опасений его «непрофессионализма» и отсутствия глубоких административных знаний.

Если Трамп победит...

Скорее всего, Дональд Трамп проиграет выборы. Вероятно, по числу выборщиков от штатов перевес демократов составит более 50 голосов. Про скандалы с рядом его высказываний нет смысла ещё раз упоминать. Отсутствие у него чёткой, понятной программы с какими-то конкретными шагами, вместо которой – просто набор лозунгов и фраз, очевидно, отталкивает от него людей с высоким уровнем образования. И просто более предметных и дотошных.

Недипломатичность Трампа, отсутствие стремления к временной консолидации с внутрипартийными оппонентами, тоже сыграют свою роль. На теледебаты Дональд Трамп не смог выйти со своей повесткой дня: он был часто вторичен по отношению к темам, задававшимся Хиллари Клинтон и ведущими дебатов. Часто вёл себя как ребёнок, бросаясь фразами «а вот она...», и даже «а вот её муж...», и начинал перечислять известные грехи Клинтонов и администрации Обамы. И часто делал упор на «недостаток энергии» или на пользование Хиллари Клинтон незащищённой электронной почтой. Да и вообще, похоже, не очень-то и готовился к дебатам.

И тем не менее, вполне возможно, что Дональд Трамп имеет в резерве 3–4 процента так называемого «скрытого электората». То есть тех, кто по тем или иным причинам, на всякий случай, не говорит при опросах о своих истинных предпочтениях. Например, потому, что эти предпочтения принято считать не совсем приличными. Иногда это те, кто ждёт от политики более красочного шоу. Иногда те, кто хочет хоть каких-то перемен, кто устал от стандартности. Иногда это люди, которые руководствуются принципом: неприлично, но хочу! Иногда, те, кому запало в душу какое-то одно конкретное предложение кандидата, а на всё остальное... Иногда – скрытые бунтари, для которых избирательные урны – единственные баррикады, куда они могут выйти.

Таким электоратом на протяжении вот уже более 25 лет обладает лидер российской ЛДПР Владимир Жириновский. Этот «скрытый», не фиксируемый опросами электорат обеспечил имеющиеся результаты референдума в Нидерландах и референдума в Великобритании касательно её выхода из ЕС. Этот электорат голосует за «Альтернативу для Германии» в ФРГ. А ещё очень часто бывает, что протестно, или, как иногда говорят, «несистемно» настроенные избиратели куда более активны и идут голосовать, преодолевая лень, непогоду и неверие в значимость своего голоса. Тем более что досрочное голосование в США есть и им уже воспользовались почти 42 из более 200 миллионов американских избирателей.

В конце концов, на то оно и есть – всеобщее тайное голосование, пусть и НЕ прямое, и НЕ совсем равное, а через выборщиков, как ныне в США.

История показывает, что все крупные государственные образования (хотите, назовите их империями) слабели и даже распадались, когда истончался и исчезал их опорный средний производящий слой. Победа случайного республиканца и экс-демократа, весьма противоречивого оратора с неясной программой Дональда Трампа будет означать, что этот слой в США почувствовал серьёзнейшую угрозу. А угроза часто провоцирует нестандартный ответ.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 2283