Все о пенсиях в России

вчераУчастникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

вчераРоссиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

два дня назадНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Восставший Будапешт

Шестьдесят лет назад мирная манифестация обернулась вооружённым мятежом венгерского народа

21.10.2016 11:38

Автор: Леонид Чирков

Восставший Будапешт
Чтобы подавить ожесточённое сопротивление повстанцев, в Будапешт были введены советские тяжёлые самоходные артиллерийские установки. Фото AFP

Восстание с целью свержения просоветского режима началось в Будапеште 23 октября 1956 года. Долгое время оно, по официальной версии, трактовалось как «контрреволюционные события». А с 1989 года этот день объявлен национальным праздником. С ним связывают начало освободительной борьбы венгерского народа с тоталитаризмом. На могилы погибших шестьдесят лет назад возлагают венки.

Архивные документы, пожелтевшие полосы газет и журналов, выцветшие фотографии, кадры кинохроники… За годы работы собкором в этой стране я не один раз их пересматривал – мысленно прокручивал жестокие эпизоды тех событий: именно разгром в Будапеште зданий Венгерского радиокомитета и редакции партийной газеты «Сабад неп» («Свободный народ»), снос в центре города памятника Сталину, захват оружейного завода и военного арсенала на улице Тимот...

Почему всё это произошло в стране, народ которой как будто избрал для себя путь социализма? К этому вопросу я возвращался снова и снова, пока не встретился с известным венгерским публицистом Ференцем Варнаи, который и помог понять, что массовые протесты и последовавшие за ними столкновения зародились не без видимых причин.

Тёплым октябрьским вечером мы сидели с ним в популярном у венгров кафе на площади Вёрёшмарти. Мой собеседник начал свой рассказ издалека. Точнее, с первой половины 1947 года, когда после жарких дискуссий венгерский парламент принял предложенный коммунистами проект трёхлетнего плана, который вскоре приобрёл силу закона. Именно тогда был провозглашён не соответствующий реальным возможностям страны призыв «Сделаем Венгрию страной железа и стали!».

Однако состоявшийся в июне 1953 года пленум ЦК Венгерской партии трудящихся (ВПТ) признал неправильными действия по развитию тяжёлой промышленности и отраслей, производящих средства производства. Были допущены и другие ошибки – в области национальной политики, нарушения в революционной законности. Время шло, а они не исправлялись, что вызывало справедливое недовольство не только интеллигенции, но и рабочих.

Утро 23 октября выдалось в Будапеште пасмурным. Тихо катил свои воды Дунай. Казалось, ничто не предвещало потрясений в этот обычный осенний день. Однако вскоре на улицах стали собираться студенты, преподаватели столичных вузов, просто любопытствующие. Они шли на назначенную накануне демонстрацию у памятника герою национально-освободительной революции 1848 года поэту Шандору Петефи. К середине дня там пребывало уже несколько тысяч человек, среди которых, помимо студентов, были рабочие и солдаты. Собравшиеся требовали сформировать правительство под руководством коммуниста-диссидента Имре Надя, провести свободные парламентские выборы на многопартийной основе, вывод советских войск из страны, находившихся в ней как участницы Организации Варшавского договора.

Что же до властей, то они пребывали в растерянности. В ходе первых столкновений с силами охраны общественного порядка характер манифестации изменился: появились антиправительственные лозунги. Первый секретарь ЦК ВПТ Эрнё Герё, сменивший на этом посту одиозного Матьяша Ракоши, по телефону обратился в Москву с просьбой ввести в Будапешт советские войска. В радио­обращении к народу он квалифицировал происходящие события как контрреволюцию, поскольку демонстрация в городе переросла в восстание. На улицах появились первые жертвы.

В Москве с неослабным вниманием следили за событиями на берегах Дуная, о чём советское руководство периодически информировал посол СССР в Венгрии Юрий Андропов. На заседании Президиума ЦК КПСС, при всём разбросе мнений, речь шла о поисках мирного выхода из ситуации в Венгрии. Однако после бурных консультаций было всё-таки принято решение о применении силы.

Ввод в столицу в ночь с 23 на 24 октября частей советского Особого корпуса, дислоцированного в шестидесяти километрах от Будапешта, не только не снял напряжения, а, наоборот, обострил его до предела. Появление советских танков на улицах города вызвало всплеск патриотических и антисоветских настроений даже у тех венгров, которые первоначально нейтрально относились к революционным выступлениям. Несмотря на ожесточённое сопротивление повстанцев в ряде районов страны и особенно в её столице, мятеж был подавлен. Число потерь с обеих сторон исчислялось сотнями человек, многие венгры эмигрировали на Запад.

В 1989–1990 годы в Венгрии произошла мирная трансформация государственного устройства

В последующие дни было официально смещено правительство Имре Надя и утверждён состав нового кабинета министров во главе с Яношем Кадаром. Выступая по радио, он сообщил о роспуске ВПТ и создании на её основе Венгерской социалистической рабочей партии. С того времени новое руководство страны добилось определённых успехов в социально-экономическом развитии. Однако возможности реформирования существующей системы постепенно были исчерпаны: в 1989–1990 годы в Венгрии произошла мирная трансформация государственного устройства.

За последние семнадцать лет процесс перехода страны из одного состояния в другое приобрёл новые черты. Приём Венгрии в НАТО, её вхождение в Евросоюз преподносится как гарантия не только безопасности, но и необратимости смены общественного строя. Время покажет, как это отразится на суверенитете страны, жизни её граждан.

Леонид Чирков, собкор «Комсомольской правды» в Венгрии 1975–1980 гг.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 3857