На Украине уже сомневаются, воевать ли за Донбасс
На разных уровнях изоляционистские настроения растут и крепнут
Тема: Новости Украины
Более суток, прошедших с окончания встречи «нормандской четвёрки», показывают, что украинские верхи рассматривают её итоги не слишком оптимистично. И для этого есть целый ряд внешних и внутренних причин.
Полномочный представитель Украины в минской контактной группе Леонид Кучма заметил: «Конечно, положительным шагом является договорённость по подготовке дорожной карты имплементации Минских соглашений. И очень правильно, что её разработку поручили министрам иностранных дел, которые на это имеют право и обязанности. В отличие от Трёхсторонней контактной группы, которая только может давать предложения и рекомендации». При этом у Леонида Кучмы «есть сомнение, удастся ли в дорожной карте предусмотреть всё то, что нужно для реального обеспечения мира на Донбассе».
Однако главный итог встречи в верхах в Берлине состоит в том, что Украина теперь согласна получить контроль над своей границей на участке непризнанных республик Донбасса после выборов в этих республиках. Выступая 20 октября вечером в эфире пятого украинского канала, министр иностранных дел Украины Павел Климкин заявил: «Контроль над границей должен устанавливаться в два базовых этапа. Первый – это мониторинг со стороны ОБСЕ. И у нас есть чёткая логика и план с ОБСЕ, каким образом это должно делаться. Это, во-первых – установление баз ОБСЕ вдоль границы, одновременно с размещением видеонаблюдения, причём и ночного наблюдения, на всех ключевых дорогах и железных дорогах. Второй момент – группы ОБСЕ должны быть размещены на всех пунктах пропуска с нашей стороны границы. И третий момент – ОБСЕ с этих баз должно контролировать участки между этими пунктами пропуска. А на второй день после выборов контроль над границей должен быть возвращён нам напрямую».
Очень гибкая позиция
Выступая сегодня, 21 октября на «часе вопросов» к правительству в Верховной раде, Павел Климкин эту позицию подтвердил: «Сначала полный мониторинг со стороны ОБСЕ, выработка планов передачи границы и на второй день после выборов – передача границы украинским пограничникам. Такая логика была заложена изначально в Минских договорённостях, и никогда никем не менялась». «Никто не позволит их (Минские соглашения) менять в нашу пользу, и никто не позволит менять соответствующую очерёдность», – подчеркнул министр.
Между тем не далее как в прошлую субботу, 15 октября, президент Пётр Порошенко заявлял решительно: «Пока не будет выполнен пакет по безопасности, Украина дальше в политическом процессе продвигаться не будет. Пакет безопасности предусматривает и полное прекращение огня, и выведение иностранных войск с нашей территории, и передача на первом этапе под контроль ОБСЕ, на втором этапе под контроль Украины неконтролируемого участка российско-украинской границы». При этом он имел в виду условия для последующих выборов.
Эффект давления?
Что же произошло всего за 5–6 дней. А вот что: во время и после встречи 19 октября «нормандской четвёрки» канцлер Германии Ангела Меркель солидаризировалась с высказанной за несколько дней до встречи позицией Франции – «сначала выборы, потом граница».
«Украина получит окончательный контроль над собственной границей только в конце процесса, а до этого у нас есть согласие, что наблюдатели ОБСЕ могут передвигаться свободно вплоть до границы. Иногда это возможно, иногда проблематично, и российский президент это отметил», – отметила она.
«Если появится закон о выборах, и процесс местных выборов будут готовить, тогда можно будет говорить и о вооружённой миссии ОБСЕ», – подчеркнула Ангела Меркель после завершения берлинских переговоров.
Ничего революционного здесь, конечно нет. Однако тут как раз такой случай, когда важно не содержание, а акцент, и не что сказано, а как и когда.
Парасюк против
Немало, впрочем, взбудоражило украинскую общественность заявление внефракционного народного депутата Владимира Парасюка по поводу похорон одного из военных лидеров ДНР Арсения Павлова («Моторолы»). «Видели, сколько людей пришло на похороны Моторолы? Вот я не хочу жить в одной стране с этими людьми. Посмотрите на фотографии. Про какой диалог может идти речь? Из-за них война в стране, из-за них погибли тысячи УКРАИНЦЕВ», – написал он в своём Facеbook.
Конечно, можно было бы не обращать на реплику скандального депутата, участника разного рода хозяйственных и политических разборок на кулаках. Однако нежелание интегрировать отдельные районы Донбасса на «кухонном» уровне, а иногда и на публичном уровне, высказывается в стране всё чаще.
Так, вполне солидный и влиятельный депутат Верховной рады Виктор Балога (представляющий Закарпатье) 1 июля этого года предложил всеукраинский референдум. С одним единственным вопросом: «Стоит ли ВСУ продолжать воевать за территории, которые не подконтрольны Киеву?».
Ещё ранее весьма экспрессивно рассуждал на эту тему тоже солидный депутат от «Народного фронта» Александр Кирш. «Навязывание нашей неокрепшей стране бомбы замедленного действия в виде ненавидящих её депрессивных разрушенных колоний, принудительно вшиваемых в её юное тело, да ещё и с некими особыми правами, подорвёт её основы, заразит другие регионы дурным примером и в результате достаточно быстро приведёт к её естественному распаду на мелкие части вследствие неизбежных метастаз», – заявил он в мае этого года.
Ну а уж все сходные по смыслу реплики политологов, журналистов и экспертов просто не перечислить. Поэтому, несмотря на вроде бы обозначившийся прогресс в реализации Минских соглашений, движение в сторону их реализации будет очень долгим и трудным. И ещё неизвестно, не победит ли в пределах нескольких месяцев на Украине точка зрения: «Нас не проведёшь! Никаких троянских коней нам не надо!»