Польша: граф уступит место простому парню
Инаугурация Анджея Дуды состоится 6 августа. В этот день он получит все президентские полномочия
Шестого августа в Варшаве на совместном заседании обеих палат парламента Польши состоится инаугурация избранного в конце мая президентом Польши Анджея Дуды. В этот день он получит все президентские полномочия, а Бронислав Коморовский пополнит ряды бывших президентов страны.
Произойдёт это в пик отпускного сезона. И внимания к этому плановому событию было бы значительно меньше, если бы не предстоящие в стране в октябре парламентские выборы. Их результаты (вероятная победа социально-консервативной партии «Право и справедливость») вкупе со сменой президента могут очень сильно изменить и внутреннюю политику, и внешнеполитический курс Польши. Практическое воплощение могут получить воззрения людей, близких католической церкви, больших националистов и сторонников евроскептических подходов. Трудности бюрократии Евросоюза с новой политической Польшей почти неминуемы, но вот степень этих трудностей пока неясна.
Кто уходит?
Что же касается личностей уходящего и вступающего в должность президентов, то они представляют собой разительный контраст. Уходящий президент Бронислав Мария Коморовский — потомственный граф. Родился 4 июля 1952 года — одногодок Владимира Путина. Происходит из известного с XV столетия литвинского (белорусско-литовского) рода. В 1977 году окончил исторический факультет Варшавского университета. В коммунистические времена — деятельный диссидент.
В декабре 1971-го был впервые арестован за участие в протестах, в 1976 году участвовал в акциях в поддержку бастующих рабочих из Радома и Урсуса, всячески содействовал Комитету защиты рабочих и Движению в защиту прав человека и гражданина. Был журналистом, издателем и распространителем запрещённой в стране прессы, претерпел несколько арестов. С 1977 года преподавал историю в католической семинарии. Во время политического кризиса 1980—1981 годов работал в Центре социальных исследований профсоюза «Солидарность», лидером которого был будущий первый некоммунистический президент страны Лех Валенса. В 1981 году был арестован и выслан из страны.
В первом некоммунистическом правительстве Тадеуша Мазовецкого (с 1989 года) стал руководителем аппарата одного из министерств, а в 1991 году впервые избран в сейм. В 1997—2000 годах — глава парламентского комитета национальной обороны, в 2000—2001 годах — министр национальной обороны в правительстве Ежи Бузека. В 2005—2010 годах — вице-маршал, маршал сейма.
10 апреля 2010 года Коморовский принял на себя, согласно польской конституции, обязанности президента в связи с гибелью в авиакатастрофе под Смоленском Леха Качиньского. В июле 2010-го избран президентом Польши, выиграв досрочные выборы у брата погибшего президента Ярослава Качиньского.
Кто пришёл?
Эта насыщенная политическая биография разительно контрастирует с простой обывательской биографией Анджея Дуды. Слова известной советской песни «и был он родом из народа, как говорится, парень свой» — полностью про него. Родился 16 мая 1972 года в Кракове в семье работников горнодобывающей академии, на 20 лет позже Коморовского.
Был примерным школьником и активным харцером (нечто среднее между английскими скаутами и советскими пионерами-комсомольцами). В 1996 году окончил факультет права и администрации Ягеллонского университета в Кракове. В феврале 1997 года начал научную и преподавательскую работу на кафедре судопроизводства этого университета.
В январе 2005 года получил степень доктора права. Его собственно политической карьере нет и 10 лет. С 2006 по 2007 год был заместителем госсекретаря в министерстве юстиции, затем статс-секретарём в канцелярии президента Польши Леха Качиньского. В 2011—2014 годах был депутатом сейма от партии «Право и справедливость», 25 мая 2014 года был избран в Европарламент и сложил полномочия депутата сейма. 6 декабря 2014 года выдвинут своей партией на пост президента Польши. Получил поддержку партий «Пяст», «Объединенная Польша», «Лига Защиты Независимости», «Польша Вместе» и профсоюза «Солидарность». Выиграл первый тур и по результатам второго тура выборов, прошедших 24 мая 2015 года, был избран президентом. У него с супругой Агатой Кронхаусер Дуда — 20-летняя дочь Кинга. Известен как ревностный христианин-католик. Имеет мало опыта публичных выступлений, но очень неплохо показал себя на дебатах с опытным Коморовским.
Чего ждать?
По-видимому, Дуда стал наилучшим ответом на запрос на обновление политической элиты страны и разворот власти к нуждам простого обывателя. Несмотря на быстрый рост благосостояния поляков в последние 15 лет, у польской глубинки, которая в массе своей голосовала за Анджея Дуду, накопилось много проблем. Крупные города при этом отдали предпочтение Коморовскому, но явка там была меньше. Образно говоря, если избиратели Дуды после воскресной мессы отправились на избирательные участки, то городские избиратели в значительном числе предпочли этому поездки выходного дня. Впрочем, согласно послевыборным опросам, Дуда получил поддержку и большинства городской молодёжи до 30 лет. И надо отдать должное лидеру «Права и справедливости» Ярославу Качиньскому, которому хватило чуткости и мудрости выдвинуть на пост президента человека, представляющего новые поколения и свободного от репутационных партийных проблем.
Сегодня поддержка и доверие Анджею Дуде сильнее, чем поддержка и доверие любой из партий или персоналий. Согласно последним опросам, 48% граждан полагают, что он будет лучшим президентом, чем уходящий со своего поста Бронислав Коморовский. Более чем вдвое меньше — 22% — придерживаются противоположной точки зрения.
Пока мы не знаем, что скажет Анджей Дуда в своей инаугурационной речи и первых речах после вступления в должность. Мы не знаем, какое место будет занимать «российский вопрос» в его политической практике. Однако можно предположить, что он не станет столь безоглядно поддерживать сегодняшнее руководство Украины, как это делала администрация предыдущего президента, не станет сквозь пальцы смотреть на официальную законодательную героизацию идейных последователей тех, кто устроил в 1943 году волынскую резню.
Вполне возможно, что понимание национальных интересов Польши её новым президентом подвигнет его уйти от политической конфронтации с Россией и развернуть взаимовыгодное экономическое сотрудничество. Совершенно ясно, что новые польские власти захотят большей самостоятельности в рамках Евросоюза. Они больше будут говорить об идеологии и ценностях, возможно, в ущерб голому прагматизму. И совершенно очевидно, не станут в период своих полномочий переходить на евро.