Все о пенсиях в России

вчераВ Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

два дня назадСоцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Бизнесмены готовы инвестировать в медицину и образование и почти безразличны к остальной «социалке»

Государственно-частному партнёрству в социальной сфере сенаторы прописали перезагрузку

21.10.2016 13:15

Автор: Геннадий Мельник

Бизнесмены готовы инвестировать в медицину и образование и почти безразличны к остальной «социалке»
Фото Валерия Матыцина, ТАСС

По данным Минэкономразвития, сегодня в стране на различных стадиях реализации находятся 214 социальных проектов, в которых участвуют государство и бизнес. Это очень мало, полагают в палате регионов, потребность граждан в соцуслугах гораздо выше.  

В сегодняшних экономических условиях государственно-частное партнёрство (ГЧП) – один из важных инструментов обновления социальной инфраструктуры и повышения её доступности, уверена председатель Совета по развитию социальных инноваций субъектов РФ, вице-спикер Совета Федерации Галина Карелова.

17 лет средний срок реализации проекта ГЧП в социальной сфере


По её словам, это понимают и на уровне регионов. В 72 субъектах Федерации сформирована нормативно-правовая база, призванная стимулировать бизнес к участию в решении важных социальных вопросов. Однако активность такой работы, к сожалению, не подразумевает эффективность, отметила сенатор на заседании Совета по развитию социальных инноваций субъектов РФ при Совете Федерации.

Среди чиновников регионального и муниципального уровня банально не хватает специалистов в сфере управления проектами государственно-частного партнёрства. Соответствующий профстандарт сейчас только разрабатывается в Минэкономразвития. Впоследствии он станет основой для образовательных программ, по которым будут готовить дефицитные кадры.

Чаще вкладывают в здравоохранение и образование

Тем не менее спрос у инвесторов на проекты государственно-частного партнёрства в социальном секторе не сильно, но растёт, отмечает председатель правления Ассоциации участников государственно-частного партнёрства «Центр развития ГЧП» Павел Селезнёв.

По его словам, во многих регионах уже заключены соглашения на строительство детских садов, клиник, спортивных арен, парков отдыха и даже общественных бань. Государство входит в такой проект, как правило, предоставляя только землю или инфраструктуру, а инвестор приносит деньги.

214 проектов ГЧП: 99 миллиардов рублей – частные инвестиции
16 миллиардов рублей – бюджетные средства
Интерес к ГЧП у госзаказчиков, в первую очередь у муниципалитетов и региональных властей, понятен: бюджетные ограничения с каждым годом всё существеннее и будут только нарастать.

– В 2011 году снижение расходов на социальную сферу составило 214 миллиардов рублей, – привёл факты Павел Селезнёв. – Мы понимаем, что динамика продолжится, а текущие объёмы финансирования не покрывают потребности субъектов Федерации. Таким образом, механизм ГЧП становится одним из основных при привлечении частных дополнительных инвестиций в «социалку».

Он также рассказал, куда чаще всего вкладываются частники. Лидерами по инвестированию являются здравоохранение и образование – 80 и 50 реализуемых проектов соответственно. Спорт и социальное обслуживание – по 20 проектов, 17 проектов в области культуры, 11 – туризм.

Больше всего проектов ГЧП в социальной сфере реализуется в Самарской области и Республике Саха (Якутия). Следом идут Астраханская, Новосибирская, Нижегородская, Калужская, Московская и Ульяновская области, Хабаровский край, города Москва и Санкт-Петербург.

Фото пресс-службы СФ
Барьеры на пути к партнёрству

В то же время общая ситуация по стране позволяет считать, что потенциал ГЧП сегодня существенно недореализован. И дело не только в нехватке профильных специалистов в структурах местных властей, убеждён директор Департамента инвестиционной политики и развития государственно-частного партнёрства Минэкономразвития Игорь Коваль.

2,2 трлн рублей расходы инвестиционного характера из федерального и регионального бюджетов на объекты капитального строительства в социальной сфере с 2010 по 2015 годы
Финансирование проектов ГЧП в социальной сфере, как правило, связано со значительными трудностями в связи с неоднородностью спроса, сложностью прогнозирования потребительского потока и оценки социального эффекта. Инвесторы в большинстве случаев не готовы связываться с «социалкой» без существенных гарантий со стороны государства. Инвестиции в неё принято считать более рискованными и менее маржинальными, чем, например, в проекты транспортной инфраструктуры.

Региональные, а уж тем более муниципальные власти нередко просто не могут заинтересовать бизнес взаимовыгодными проектами – бюджеты не те. В этих условиях можно было бы предусмотреть механизм софинансирования из федерального бюджета региональных соглашений о ГЧП, считает Игорь Коваль.

Однако и в госказне сегодня не густо: источников софинансирования пока нет, говорят, например, в Минздраве.

Между тем здравоохранение вниманием инвесторов как раз и не обделено. «Партнёрские» клиники успешно работают с ОМС, что гарантирует «вкладчикам» возврат инвестиций.

А вот ремонтировать детские лагеря отдыха, интернаты и дома престарелых бизнес уговаривать бессмысленно. Во всяком случае, пока не будет конкретных экономических стимулов, разработать которые пообещали в Совете Федерации.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 3359