Журавлев оценил идею направлять в федеральный бюджет штрафы за ущерб водоёмам
Решение зачислять компенсации за вред, причинённый водным объектам в зависимости от того, в чей собственности они находятся — государства, региона или муниципалитета, оправданно. В то же время, по его словам, необходимо следить, чтобы деньги были полностью потрачены на ликвидацию ущерба пострадавшей реке или озеру, и чтобы новшество не сказалось негативным образом на бюджетах регионов, сказал в четверг «Парламентской газете» вице-спикер Совета Федерации Николай Журавлев.
15 июля Госдума приняла во втором чтении поправки в Бюджетный кодекс, которые позволяют зачислять компенсации за ущерб, нанесённый водоёмам, в федеральный бюджет. Куда поступят деньги, будет зависеть от того, в чей собственности находится объект. Если пострадавший водоём принадлежит государству, деньги зачислят в федеральную казну, а если региону или муниципальному образованию, то — в региональный или местный бюджет.
Новая норма позволит направить в бюджет РФ сумму компенсации за разлив топлива в Норильске, который произошёл в результате аварии на дочернем предприятии «Норникеля» 29 мая. Роспотребнадзор оценил вред, нанесённый почве и водоёмам, в 148 миллиардов рублей и потребовал от компании возместить его. По действующему законодательству, сумма должна быть отправлена в бюджет Норильска.
Николай Журавлёв считает решение скорректировать механизм зачисления компенсаций оправданным. Дело в том, что сейчас все платежи за вред окружающей среде идут в местные бюджеты, но ликвидация последствий ролисходит за счёт средств федерального бюджета, поскольку все водоёмы, за исключением прудов и обводненных карьеров, находятся в собственности Российской Федерации, пояснил он.
«Зачисление штрафов в федеральный бюджет последовательно повлечёт и соответствующие расходы федерального бюджета на восстановление объектов», — отметил сенатор.
Аналогичный принцип уже применяется в отношении платежей по искам и добровольному возмещению ущерба, причинённого государственному или муниципальному имуществу на особо охраняемых территориях, напомнил он.
При этом после принятия законопроекта принципиально важно осуществлять мониторинг, как его будут реализовывать, добавил Журавлев. «Необходимо, чтобы норма в полной мере способствовала обеспечению мероприятий по ликвидации последствий ущерба, нанесённого водным объектам. Это должен быть абсолютно прозрачный механизм», — отметил парламентарий.
Кроме этого, важно, чтобы такие ситуации не отражались негативным образом на региональных бюджетах. Говорить о выпадающих доходах неуместно, так как аварии и следующие за ними компенсационные платежи нельзя спрогнозировать, но в то же время из-за расходов, которые понесёт виновная организация, впоследствии снизится и прогнозный доход по налогу на прибыль, уточнил сенатор. «Поэтому каждый отдельный случай нужно тщательно отслеживать и при необходимости балансировать за счёт механизма предоставления межбюджетных трансфертов. Совет Федерации как палата регионов будет держать такие вопросы на своем контроле», — резюмировал Николай Журавлев.
Ещё материалы: Николай Журавлев