Zara, Bershka, Pull & Bear и Uniqlo могут вернуться в Россию
В Российском союзе торговых центров сообщили, что процесс находится «на стадии неформальных переговоров»

Западные бренды одежды, ушедшие из России в 2022 году, могут вернуться обратно уже в обозримом будущем. Об этом «Парламентской газете» в понедельник, 21 апреля, сообщили в Союзе торговых центров. Какие условия для этого необходимы, какие еще компании могут подключиться к процессу возвращения и почему россиянам точно не стоит ждать открытия IKEA, несмотря на слухи последних дней, — рассказываем в нашем материале.
«Главным триггером должно стать снятие санкций»
Для начала о невеселом. В минувшие выходные СМИ сообщили, что компания IKEA зарегистрировала в России новый товарный знак, который охватывает 18 категорий товаров и услуг (от мебели до кафе) и будет действовать до 2033 года. Часть экспертов оценили это как признак скорого возвращения компании в Россию, однако, по словам вице-президента Союза торговых центров Павла Люлина, это не так.
«Конкретно в случае с IKEA регистрация товарного знака — это сугубо защита бренда, — пояснил Люлин. — Чтобы никто не мог больше продавать под ним свою продукцию. У шведской компании в отличие от многих других была принципиальная позиция касательно ухода из России. IKEA ушла, потеряв в общей сложности 14 объектов: фабрики, логистический комплекс и так далее. Кроме того, формат так называемой большой IKEA предполагает размещение на нескольких десятках тысячах квадратных метров. Таких свободных площадей у нас сейчас попросту нет — торговые центры заполнены на 95-97 процентов. Поэтому говорить о каком-либо возвращении IKEA не приходится».
Другое дело — иностранные бренды одежды. Так, по словам Павла Люлина, в этом отношении пока что дальше всех продвинулась испанская группа компаний Inditex (владеет брендами Zara Home, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull & Bear, Stradivarius и Uterqüe) и японская розничная сеть повседневной одежды Uniqlo. Сейчас они находятся на стадии «неформальных переговоров».

«Для их возвращения необходим триггер, которым, скорее всего, станет снятие хотя бы части санкций, связанных с трансграничными платежами, — пояснил собеседник издания. — После этого непосредственно процесс возвращения займет примерно год, который уйдет на пошив новых коллекций, обратную перенастройку логистики и так далее. В случае с Inditex, возможно, все случится чуть-чуть быстрее».
В целом, заключил вице-президент СТЦ, наибольшие потери от уходи из России понесли как раз бренды одежды, бренды товаров для дома (к которым, в частности, относятся IKEA) и общепит. В общепите самая серьезная интрига пока что сохраняется с «Макдональдсом». Какой-либо четкой информации о том, будет ли он возвращаться, пока нет. Однако еще в 2023 году владелец пришедшей ему на замену сети «Вкусно — и точка» Александр Говор рассказывал в интервью, что сделка по продаже активов «Макдональдса» предусматривала механизм его возвращения, а его представители оставили у себя контрольный пакет акций.

«[Они] будут выкупать за деньги, которые я вложил. При этом есть договоренность, что я буду первым претендентом на мастер-франчайзи», — заявлял бизнесмен. — […] Они не скрывали, что рассчитывают вернуться в Россию, если обстоятельства изменятся, поэтому хотели быть уверенными, что бизнес не развалится».
Компенсация морального вреда и вливаний в ВСУ
Напомним, ранее Президент России Владимир Путин поручил Правительству сформировать конкретный механизм возвращения иностранных брендов. Соответствующее поручение глава государства утвердил по итогам пленарного заседания съезда Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей», сообщил официальный сайт Кремля. Механизм должен предусматривать порядок согласования сделок, учет обстоятельств прекращения бизнеса после 22 февраля 2022 года, предоставление иностранными бизнесменами гарантий добросовестной деятельности, а также приоритет отечественных брендов перед импортными.
«Что касается обстоятельств ухода, то следует, на мой взгляд, учитывать два первоочередных фактора: наносила ли компания ущерб российским гражданам и поддерживала ли Украину, — отметил в разговоре с «Парламентской газетой» заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин. — Если, например, поддерживала, то требовать в качестве условия для возвращения перечисление в бюджет России суммы в 50 или в 100 раз больше, чем она дотировала ВСУ».

В качестве же примера «нанесения вреда» Михаил Делягин привел действия автоконцернов Mercedes и BMW, которые вскоре после ухода ограничили для водителей из России доступ к своему программному обеспечению, необходимому в том числе для диагностики автомобилей в автосервисах. В этом случае, по словам парламентария, компанию следует обязать полностью компенсировать ущерб (в том числе и моральный), причиненный российскому потребителю, и только потом пускать ее обратно на рынок.
Вместе с тем Михаил Делягин напомнил, что пока еще ни одна компания, помимо итальянского производителя бытовой техники Ariston, не объявляла официально о намерении вернуться.
«Понятно, что в наибольшей степени заинтересованность иностранных корпораций будет проявляться в тех сферах, где их успешно заменили, — подчеркнул собеседник издания. — Это, например, сфера одежды, где у нас появились собственные дизайны, собственные торговые марки. Возможно, автомобильная сфера, поскольку там сложилось очень серьезное присутствие китайских марок, многими из которых, к слову, наши автовладельцы недовольны. Но пока это все — это только прогнозы. Нужно дождаться каких-то конкретных подвижек».
Читайте также:

Ещё материалы: Михаил Делягин, Владимир Путин