Все о пенсиях в России

11:11В Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

вчераСоцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Запланирован рост. Впервые за последние три года

Около триллиона рублей перераспределили депутаты во втором чтении бюджетного законопроекта

17.11.2017 13:41

Автор: Юрий Урсов

Запланирован рост. Впервые за последние три года

Андрей Макаров. Фото: ER.RU

Четыре часа утра пятницы — в это время, по словам Вячеслава Володина, председателя Государственной Думы России, в Комитете палаты по бюджету и налогам закончили работать над поправками к главному финансовому документу страны на ближайшие три года в рамках парламентского второго чтения.

Бюджет здравого смысла

Такая напряжённая работа дала прекрасный результат. Характеризуя основные параметры изменений в законопроекте «О федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов», Андрей Макаров, председатель профильного Комитета Госдумы по бюджету и налогам, не раз использовал слово «впервые». Впервые за кризисные годы палата рассматривает бюджет роста, в котором намечено увеличивать валовый внутренний продукт более чем на два процента ежегодно. Впервые за долгий период запланировано существенно повысить уровень оплаты труда и размер социальных пособий.

39 поправок в пользу социальной сферы

Впервые за время существования Госдумы (!) в рамках единого бюджета распределены все 70 видов субсидий, которые федеральный Центр направляет в регионы. До сих пор это делали в течение года, что называется, задним числом. Понятно, что в таком варианте многочисленные конфликты регионов и Центра, а также несбалансированность материальных и финансовых потоков были неизбежны. Впервые проект бюджета предусматривает масштабную прямую и косвенную финансовую помощь Центра регионам при реструктуризации долгов на общую сумму свыше 400 миллиардов рублей.

В общей сложности депутаты в ходе второго чтения рассмотрели 586 поправок, перераспределив почти триллион рублей из первоначального правительственного законопроекта на 2018 год. На 700 и 800 миллиардов рублей Госдума перераспределяет расходы бюджета на 2019 и 2020 годы соответственно.

Но насколько эти изменения соответствуют непростым реалиям российской экономики? Андрей Макаров считает, что депутатам удалось сконструировать «бюджет здравого смысла», в котором созданы условия, позволяющие и развивать экономику, и поддерживать на достойном уровне обороноспособность и безопасность страны, и совершенствовать гражданское общество и, главное, обеспечивать в меру возможностей достойный и качественный уровень жизни людей.

Голосование по БЮДЖЕТу 2018-2019, 17 ноябрь 2017. Фото: ПГ / Юрий Инякин

Десятки миллиардов рублей будут направлены на строительство больниц, школ, театров. Намечено выделить около ста миллиардов рублей на повышение зарплаты бюджетникам только в регионах. Расширены масштабы помощи инвалидам и социально неимущим. Давно известный лозунг «Оценивать бюджет не по доходам и расходам, а по тому, насколько он улучшает конкретные социальные достижения», по мысли Макарова, начинает реализовываться в законопроекте. Особо подчеркнул руководитель профильного комитета, что одобренные поправки — не заслуга исключительно фракции «Единая Россия», как, возможно, считают многие. За них голосовали все единогласно, потому они отражают мнение Госдумы в целом.

Совершенству нет предела. В отличие от денег

Разумеется, даже самый идеальный и хорошо просчитанный документ можно совершенствовать. Проект федерального бюджета — не исключение. На пленарном заседании депутаты предлагали поправки блоками, рассчитывая, видимо, не на то, что они будут приняты после предшествующего тщательного анализа в парламентских комитетах, но обозначая своего рода задел на будущее — зафиксировать проблему в общественном пространстве, привлекая внимание исполнительной власти. К примеру, Федот Тумусов («Справедливая Россия») предложил дополнительно финансировать 1,2 миллиардами рублей субсидии на пассажирские авиаперелёты в районах Крайнего Севера. Дело хорошее, однако выяснилось, что, по словам Макарова, деньги на эти цели уже выделяли, они были израсходованы в прошлом году, судя по кассовому исполнению, всего на 60 процентов.

Андрей Макаров считает, что депутатам удалось сконструировать «бюджет здравого смысла», в котором созданы условия, позволяющие и развивать экономику.

Другое предложение от коммуниста Алексея Куринного затрагивает вопросы без преувеличения жизни и смерти — найти дополнительно восемь миллиардов рублей на излечение орфанных (редкие, как правило, тяжёлые недуги) больных. По словам депутата, в целом не хватает 11 миллиардов рублей, но можно было бы выделить хотя бы восемь миллиардов, к примеру, из 60-миллиардного резерва Минфина. Вопрос, кажется бесспорный. И бездушных скупердяев среди парламентариев нет, о чём сказал Андрей Макаров, но дело в том, что необходимо точно определить, в какие регионы, каким конкретно больным и в каком размере будет направлена помощь, над этим сейчас работают и в Минфине, и в профильных комитетах Госдумы, и в регионах.

Антон СилУАНОВ и Татьяна Нестеренко, ОБСУЖДЕНИЕ БЮДЖЕТА 2018-2019, 17 ноябрь 2017. Фото: ПГ / Юрий Инякин

Не частый факт — коммунист поблагодарил единороссов за поддержку в принятии фракционных поправок в ходе обсуждения бюджета в комитетах Госдумы. Это сделал Владимир Кашин, правда, одновременно предложив ассигновать на развитие села около 20 миллиардов рублей. Но позже уточнил — понимаю, что сейчас не пройдёт, но обозначаю проблему на будущее.

Павел Крашенинников, ОБСУЖДЕНИЕ БЮДЖЕТА 2018-2019, 17 ноябрь 2017. Фото: ПГ / Юрий Инякин

А фракция ЛДПР, которая, напомню, проявив максимальную для оппозиции лояльность, также впервые поддержала правительственный законопроект в первом чтении, предложила наиболее обширный пакет поправок в ходе пленарного заседания Госдумы — всего на сумму свыше 100 миллиардов рублей. Цели, бесспорно, самые благие — индексация пенсий работающим пенсионерам, развитие аграрного сектора, субсидии молодым семьям и так далее… Но в теории нет предела бюджетному совершенствованию, а на практике оно ограничено лимитом государственных доходов. Бесспорно одно: в ходе дискуссии на пленарном заседании Госдумы на будущее определены задачи, которые не в полной мере решены в нынешнем законопроекте.

После того как были обсуждены и проголосованы все блоки поправок, Государственная Дума приняла во втором чтении проект федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 — 2020 годов.