Законопроект об «антиотмывочной» платформе доработан ко второму чтению
Тема: Пленарное заседание Госдумы 7 декабря 2021 года
Законопроект: № 1116371-7
Комитет Госдумы по финансовому рынку доработал законопроект о создании платформы по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путём. Текст документа ко второму чтению опубликован в электронной думской базе.
Так, предполагается, что на платформе «Знай своего клиента» Банк России будет оценивать российские компании и ИП по степени «антиотмывочного риска», то есть вовлечения в подозрительные операции.
Одновременно такую оценку будут производить и кредитные организации, группируя клиентов по трём категориям: низкий уровень риска, средний и высокий. Чем ниже риск, тем меньше «антиотмывочных инструментов» будут применять к организациям. Так, при отнесении компании к группе высокого риска клиенту могут запретить ряд операций, а при отнесении к низкой степени риска нельзя отказать в переводе средств или открытии счетов. Критерии отнесения будут устанавливаться с Центробанком по согласованию с Росфинмониторингом.
Ранее Правительство в своём отзыве к документу отмечало, что для баланса частных и публичных интересов Минэкономразвития должно быть включено в перечень ведомств, с которыми нужно будет согласовывать критерии отнесения организаций к группам риска. В итоговой версии Минэкономразвития в список не включено.
Однако в актуальной версии проекта скорректировано понятие подозрительных операций — ранее в них предлагали включать операции, «предположительно совершаемые в преступных целях, в том числе в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения». В соответствии с рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) в определении оставили только подозрения в легализации преступных доходов и финансировании терроризма.
Кроме того, новая редакция предполагает, что банки должны будут регулярно обновлять информацию о бенефициарных владельцах своих клиентов. Так, по клиентам в группе низкого риска данные должны обновляться не реже одного раза в три года. По компаниям остальных групп риска — не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности данных — в течение семи рабочих дней после прецедента.
Также предлагается поправка, обязывающая кредитные организации оценивать новые сервисы обслуживания клиентов на предмет возможности их использования в отмывании доходов.
В редакции к первому чтению предполагалось, что компании после отнесения к высокой группе риска смогут уплачивать налоги, таможенные платежи, зарплату сотрудникам и делать страховые взносы в фонды социального страхования, обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд. Уточняется, что объём выплат зарплаты после причисления к группе риска не должен превышать объём предыдущего месяца.
Читайте также:
• Депутаты предлагают уточнение в «антиотмывочный» закон • Лимит подконтрольных банковских операций предложили повысить до 1 млн рублей
Кроме того, ИП предлагают разрешить операции «для обеспечения жизнедеятельности» самого владельца ИП и членов его семьи, не имеющих источника дохода. На каждого человека эта сумма составляет 30 тысяч рублей в месяц.
Также предложены новые сроки вступления закона в силу в случае принятия — 90 дней с момента официальной публикации вместо 180 дней.
Законопроект планируется рассмотреть на пленарном заседании Госдумы 7 декабря.
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в ноябре.