Зачем России крабовые аукционы?
В Госдуме предложили кабмину «донести документы» — для точной оценки пользы от предложенной меры
Переход на распределение 50 процентов квот на добычу краба на аукционах ни в коем случае не должен сопровождаться потерей рабочих мест в исторически сложившихся регионах промысла и снижением доходов субъектов. Напротив, мера должна поспособствовать обновлению рыболовецкого флота, повышению доходов государства и, возможно, насыщению отечественного рынка деликатесами, 95 процентов которых сегодня уходят на экспорт. Такие замечания к правительственному законопроекту прозвучали в понедельник на заседании Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.
Страна теряет деньги
Ежегодный оборот добычи краба в российских акваториях оценивается в 60 миллиардов рублей, а вот налоговая отдача отрасли — всего в 380 миллионов рублей. Более того, существующие правовые нормы в Налоговом кодексе позволяют крабодобытчикам освободиться от налогов на 85 процентов.
Правительство полагает, что государство заслуживает большего. По расчётам кабмина переход отрасли на распределение половины квот на крабодобычу через инвестиционные аукционы позволит увеличить доходы страны от высокорентабельного промысла до 82 миллиардов за несколько лет.
Этот же законопроект, по словам руководителя Росрыболовства, замминистра сельского хозяйства Ильи Шестакова, отменяет и все льготы, создавая для участников рынка равные конкурентные условия. В совокупности с прозрачностью электронных аукционов это позволит отрасли уйти от приписываемого ей, и небезосновательно, криминального флёра.
«Предполагается, что квоты будут распределяться между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в долевом соотношении по результатам аукциона. Договор предлагается закреплять на 10 лет. Предусматривается, что победитель торгов после заключения договора будет обязан построить объекты, перечень которых установит Правительство», — отметил чиновник.
При этом Илья Шестаков заверил законодателей, что переход на аукционы коснётся только крабовой сферы, вся остальная рыболовецкая отрасль будет работать по старым схемам в контексте так называемого исторического принципа, предполагающего выделение квот государством на постоянной либо долгосрочной основе определённым, давно участвующим в промысле судам или компаниям.
Регионам нужны гарантии
Притом что все законодатели подтверждают правильность заданного Правительством вектора на необходимость повышать отдачу крабовой отрасли в бюджет страны, подходы предлагаются разные.
К примеру, можно не переходить на аукционы, а ограничиться уже действующими нормами федерального закона № 349-ФЗ, который позволяет увязать квоты на биоресурсы с необходимостью инвестиционной деятельности. По мнению члена Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Алексея Веллера, это позволит за 10 лет добиться технического обновления флотилий и привлечь в бюджет 60 миллиардов рублей. Это на 20 миллиардов меньше, чем в правительственном прогнозе по аукционам, «зато гарантировано». Депутат при этом уточнил, что руководители рыбодобывающих предприятий готовы сегодня рассматривать и более высокие ставки.
«Сам по себе исторический принцип несправедлив, противоречит конкуренции, потому что никто кроме тех, кто участвует в бизнесе, зайти на рынок не может. Было бы правильно вообще все 100 процентов квот распределять на аукционе», — подчеркнул депутат.
Депутат Андрей Андрейченко, при этом, предложил за всеми дискуссионными мерами не забывать про интересы россиян и добиться реализации 50 процентов добытых крабов на отечественных аукционах. На сегодня 95 процентов краба идёт на экспорт. По данным Федеральной таможенной службы, в прошлом году Россия экспортировала 26,6 тысячи тонн живых (свежих и охлаждённых) крабов на 412 миллионов долларов. Основными покупателями морепродукт а были Китай, Корея и Япония.
Однако потери потребителей от недостатка морских деликатесов по своим масштабам ни в какое сравнение не идут с возможными потерями регионов. По мнению сенатора Елены Афанасьевой, введение продаж квот на краба через аукционы может привести к монополизации рынка, сокращению рабочих мест и ударить по рыболовецким компаниям.
Такую позицию разделяет и зампред Госдумы Ольга Епифанова. Потери в доходах Архангельской области от нововведения, опираясь на оценку ВШЭ, она оценила в 700 миллионов рублей ежегодно, а местного рыболовецкого флота — в 14 миллиардов рублей.
Подводя итог дискуссии, глава Комитета палаты по природным ресурсам Николай Николаев заметил, что главный посыл законопроекта всё же лежит в позитивной области и заключается в повышении эффективности использования природных ресурсов. «Конечно, любые изменения для любых участников рынка всегда вызывают определённые волнения. Потому что у нас психология такая: если изменения, то к худшему. Нет, не к худшему», — резюмировал парламентарий. Он уточнил, что риск потери работы гражданами в связи с утратой рыболовецкой компанией квоты сильно преувеличен, так как победитель аукциона вынужден будет принимать на работу высококвалифицированные кадры.
Конечно, любые изменения для любых участников рынка всегда вызывают определённые волнения. Потому что у нас психология такая: если изменения, то к худшему. Нет, не к худшему.
В то же время Николай Николаев считает необходимым, чтобы Правительство предоставило в ближайшее время на рассмотрение законодателей все сопутствующие проекты правовых актов, без которых пока нельзя точно оценить пользу от предлагаемых мер.
Комитет большинством голосов поддержал законопроект к принятию Госдумой в первом чтении.
Ранее «Парламентская газета» сообщала, что в Совете Федерации предложили установить двухлетний переходный период на новые правила добычи краба. С такой инициативой выступили члены Комитета палаты регионов по аграрно-продовольственной политике и природопользованию в ходе обсуждения концепции правительственной инициативы.
Ещё материалы: Алексей Веллер , Николай Будуев , Елена Афанасьева