За скрытую рекламу в интернете оштрафуют на полмиллиона
Блогеров и других производителей контента начнут наказывать за отсутствие маркировки в рекламных постах с 1 сентября
Штраф до 100 тысяч рублей с 1 сентября будет грозить любому интернет-деятелю за отказ от маркировки рекламных постов или видео, с юрлиц за такое нарушение взыщут до 500 тысяч рублей. Такое положение содержится в Федеральном законе от 2 июля 2021 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе». «Парламентская газета» рассказывает, как будут работать новые правила.
От тортиков до автомобилей
Федеральный закон, о котором идет речь, вступил в силу еще в прошлом году. Однако власти дали бизнесу — и мелкому, и крупному — возможность адаптироваться к изменениям и ввели переходный период, который продлится до 1 сентября 2023.
Закон содержит довольного много статей и пунктов, но для интернет-пользователей основная — новая статья 181 «Реклама в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», которая добавляется в Федеральный закон «О рекламе». Так, пункт 16 этой статьи устанавливает:
«Реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должна содержать пометку «реклама», а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы».
Это означает, что создателям контента — и неважно, говорим мы о профессиональном блогере или же домохозяйке, которая взялась печь на заказ тортики и завела под это дело персональный сайт или канал на YouTube, — нужно будет в обязательном порядке маркировать любую рекламную информацию, будь то объявление, промо-пост или SEO-статья.
«Поставить всех в равные условия»
Для маркировки рекламы также завели особые структуры, которых прежде не существовало, — операторов рекламных данных. Сейчас их на рынке существует семь — свой ОРД есть, например, у «Яндекса», Сбера, МТС, OZON и так далее. Соответственно, человеку, который планирует выложить в своем блоге или на канале рекламный пост, нужно обратиться к одному из них, приложив к обращению договор на оказание рекламных услуг, ссылку на креатив, его текст и вид — баннер, видео, подкаст и так далее. Операторы загружают сведения о том или ином контенте в Единый реестр интернет-рекламы, а пользователю выдают цифровой токен — уникальный идентификатор, который нужно прикрепить к рекламному посту.
Что меняется с сентября? Коротко — рекомендательный период заканчивается, маркировка становится обязательной, а если ее не проставить, можно будет получить крупный штраф:
- для физических лиц — от 30 тысяч до 100 тысяч рублей;
- для юридических лиц — от 200 тысяч до 500 тысяч рублей;
- для должностных лиц — от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.
Отметим, к слову, что еще в середине лета депутаты анализировали практику использования интернет-сообществом Единого реестра интернет-рекламы и пришли к выводу, что новый закон работает.
«Главную свою задачу закон о маркировке рекламы выполняет: период привыкания к системе уже прошел, и большинство крупных игроков рынка оценили ее возможности, — заявлял зампредседателя Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин. — Строгий учет интернет-рекламы не оставляет пространства для серых схем, которые наносили ущерб и отрасли, и государству. А ответственность за уклонение от маркировки поставит всех участников рынка в равноправные условия».
Форматов много — правила одни
А вот у самих производителей контента мнение на этот счет немного иное. Так, по словам президента Национальной ассоциации блогеров Ольги Берек, народ в интернете сейчас ждет прецедентов — без них отдельные положения закона правильно истолковать не получается.
«У нас люди, видимо, не совсем понимают, какое гигантское количество форматов используют блогеры, — пояснила Ольга Берек в разговоре с «Парламентской газетой». — Вот, например, если я веду кулинарный блог, в котором у меня постоянно фигурирует сметана определенной марки. Я не призываю ее покупать — она мне самой искренне нравится, поэтому я ее используют и рекомендую людям. Это будет считаться рекламой? Закон «О рекламе» говорит, что да. Но при этом никакого договора у меня с производителем этой сметаны нет, и деньги за ее упоминание я не получаю!»
Просто убрать злосчастную сметану из роликов или постов — тоже не вариант, отметила собеседница издания. Тогда блогерам придется резать свой контент наживую: вымарывать оттуда упоминания любых коммерческих продуктов, заклеивать ярлычки и торговые марки.
«Есть блогеры, которые на безвозмездной основе делают обзоры товаров или услуг, — притом что, как мы понимаем, у любого товара и любой услуги есть производитель, торговое наименование и так далее. Это будет считаться рекламой? Другой момент — почему-то у нас вдруг маркировке стала подлежать самореклама, то есть реклама товаров, которые производят сами блогеры, — продолжает эксперт. — Но как быть, если у них на этом построен вообще весь контент? Маркировать любое видео, пост или статью?»
По словам Ольги Берек, отсутствие четкого понимания того, что такое реклама и на какие формы контента, скорее всего, приведет к тому, что на первых порах производителям контента придется отправлять в выбранный ими ОРД любой мало-мальски спорный пост или любое сомнительное видео и уточнять, будет ли оно считаться рекламой. Кроме того, до сих пор толком не ясно, как обязательная маркировка повлияет на пользователей, — не станут ли они массово отписываться от любимых прежде каналов, если выяснится, что львиная доля постов в них — рекламного характера. Все эти нюансы, скорее всего, прояснить удастся не раньше середины осени, когда закон наконец заработает в полную силу.
Впрочем, депутаты претензии блогерского сообщества решительно отметают.
«Закон проходил определенный — и достаточно длительный — тестовый период, — пояснил в разговоре с «Парламентской газетой» зампредседателя Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы Александр Ющенко. — И все его недостатки, все недоработки и неудобства в итоге были учтены и поправлены. Поэтому сейчас не нужно заниматься никакими домыслами — нужно просто привыкнуть к тому, что вводится новая норма и ее нужно будет соблюдать. К тому же польза для конечного потребителя контента — то, что он у нас будет огражден от всякого рода спекуляций и навязываний тех или иных товаров или услуг, — получается несоизмеримо большей».
Читайте также:
Ещё материалы: Антон Горелкин , Александр Ющенко