За потерю чемодана авиакомпании заплатят почти 100 тысяч рублей
Совфед одобрил изменение Воздушного кодекса в связи с присоединением России к Монреальской конвенции
Фото: ПГ / Юрий Магас
Совет Федерации на пленарном заседании 22 ноября одобрил закон, вносящий в связи с присоединением России к Монреальской конвенции изменения в Воздушный кодекс. Документ как упрощает жизнь пассажирам, так и гарантирует им дополнительную правовую защиту.
Компенсации пассажирам стали существеннее
Как следует из поправок, теперь потеря каждой пассажирской сумки обойдётся перевозчику в 94,6 тысячи рублей, а в случае гибели человека на борту, его родственники должны будут получить девять миллионов рублей. Для сравнения до присоединения России к Конвенции отечественные авиакомпании платили за потерянный багаж по 600 рублей за килограмм, а в случае гибели пассажира выплаты не превышали двух миллионов рублей. Заплатить придётся и за задержку рейса — каждый пассажир должен получить 390 тысяч рублей. Ранее платили 25 рублей за каждый час задержки.
В законе, одобренном Советом Федерации, также сказано, что билет, багажная квитанция, грузовая накладная, которые используются при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, грузов и почты, могут быть оформлены в электронном виде. Важно, что понятие «воздушная перевозка» включает в себя и период нахождения пассажира на борту воздушного судна, и время его посадки-высадки на борт.
Если багаж, груз или почта при международных перевозках были повреждены, то гражданин должен предъявить претензию в письменной или электронной форме не позднее семи дней со дня получения багажа и 14 дней со дня получения груза, почты. Кроме того, устанавливается, что в случае просрочки доставки багажа, груза или почты, претензию к перевозчику нужно предъявить в течение 21 дня с даты, когда должен был прибыть груз. Если в течение 21 дня багаж не поступил или перевозчик признал его потерю, то пассажир вправе требовать компенсацию.
По словам заместителя министра транспорта Сергея Аристова, Монреальская конвенция учитывает все изменения в сфере технического прогресса и правоотношений в гражданской авиации. Благодаря ей из практики российских авиакомпаний должны исчезнуть случаи откровенного непрофессионализма перевозчиков. Например, как в сентябре 2017 года, когда 239 пермякам, прилетевшим ранним утром из Антальи, пришлось провести в аэропорту в ожидании багажа больше двух часов. А кто-то из пассажиров и вовсе дождался своих сумок и чемоданов.
Конвенций хватит на всех пассажиров
Возможно, что скоро и морские путешественники будут получать большие выплаты от круизных компаний, чем сейчас. Это случится, если Госдума примет законопроект о присоединении России к третьему, последнему Протоколу к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа.
До сих пор Россия поддерживала конвенцию в варианте первого Протокола 1976 года (второй был принят в 1990 году). Речь в документе идёт об ответственности перевозчиков (судов стран-участников) за травмирование или гибель пассажиров, равно как за повреждение или утрату багажа. В третьей редакции от 2002 года были увеличены предельные размеры возмещения пассажирам за вред здоровью — до 400 тысяч расчётных единиц вместо прежних 46 666. Кроме того, последний Протокол устанавливает возмещения по каждому конкретному инциденту за всё время перевозки, а не относительно транспортировки в целом.
В мире существует ещё Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (КДПГ), которая была принята в 1956 году в Женеве. Участниками этой конвенции являются 55 государств, в число которых с 1983 года входит и Россия. Документ применяется к любому возмездному договору о перевозке грузов автотранспортом, когда места принятия к перевозке и доставки груза, указанные в договоре, находятся в разных странах, из которых, по крайней мере, одна является участницей Конвенции. Она также определяет ответственность перевозчика, сроки предъявления требований и уведомлений.
Есть и Конвенция о международных перевозках по железной дороге — это многостороннее международное соглашение по вопросам международной железнодорожной перевозки пассажиров и грузов, и Россия также является её неотъемлемым членом.