Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

За что могут заблокировать банковский счет

Клиентам кредитных организаций должны сообщать, в чем их подозревают и как им поступать дальше

15.06.2024 14:00

Автор: Элеонора Рылова

За что могут заблокировать банковский счет
  © Мария Девахина / РИА Новости

Обязать банки сообщать о причинах блокировки счетов клиентов и представлять информацию, необходимую для снятия таких ограничений, предложила группа депутатов от ЛДПР. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму. «Парламентская газета» разбиралась, за что могут заблокировать банковский счет.

Полное раскрытие информации

Все российские банки обязаны проверять операции физических и юридических лиц на соответствие закону о противодействии легализации незаконных доходов и финансированию терроризма. И если что-то покажется им подозрительным, имеют право отказать в проведении платежа и заблокировать счет. Об этом кредитные организации уведомляют клиента, но закон не обязывает их сообщать причины случившегося.

Поэтому клиенты не всегда понимают, какие документы им нужно предоставить для снятия ограничений, из-за этого дело затягивается, что приводит «к негативным последствиям для предпринимателей, вплоть до закрытия и прекращения деятельности», отмечено в пояснительной записке к законопроекту. Кроме того, создается нервозная обстановка: клиенты обращаются в банк с жалобами, считают требования незаконными.

Законопроект обязывает банки не только сообщать клиентам о блокировке их счетов, но и уведомлять о причинах такого решения, а также представлять информацию, необходимую для снятия санкций. «Принятие законопроекта позволит повысить осведомленность предпринимателей и физических лиц о причинах ограничений, эффективность процедур проведения проверки клиентов», — считают депутаты.

Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян пояснил «Парламентской газете», что для банков это несложная операция. «Должен ли клиент знать, в чем к нему претензии? Конечно, постановка вопроса справедливая. Ясность безусловно нужна. Другое дело, что у Росфинмониторинга иногда бывают основания не до конца расшифровывать причины, по которым к клиенту возник определенный интерес. Поэтому в некоторых случаях банкам будет непросто дать ответ», — пояснил он.

По решению госорганов

Счет физического или юридического лица банк может заблокировать по распоряжению госорганов — суда, налоговой службы или службы исполнения наказаний. Основание для этого — нарушение финансовых обязательств или недоказанность их выполнения.

Суд может вынести решение о приостановлении любых операций по счету клиента, связанного с преступной деятельностью, или в качестве обеспечительной меры при рассмотрении имущественных споров. Блокировка будет длиться, пока рассматривают дело.

Налоговики блокируют счет юридического лица по ряду причин: если он не сдал в срок налоговую декларацию, не отправил квитанции о приеме документов при сдаче налоговой отчетности в электронном формате, вовремя не уплатил налоги и штрафы, в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об организации.

Приставы могут заблокировать счет для погашения долговых обязательств по гражданскому, административному или арбитражному делу. Если на счете недостаточно денег, при зачислении средств их будут списывать частями. Счет разблокируют только после полного погашения всей задолженности.

Под подозрением — большие суммы

Ограничить операции по счету может и сам банк. ЦБ установил перечень признаков, по которым можно классифицировать переводы как сомнительные. Даже одного из них достаточно для запуска внутренней проверки:

  • у операции нет очевидной цели или она слишком запутанная,
  • со счета снимаются крупные суммы наличными,
  • физлицо переводит более 600 тысяч рублей,
  • отправитель или получатель денег находятся в черном списке банка,
  • платежное поручение подано лицом, которое находится в розыске,
  • слишком большое количество переводов с одного счета или на этот же счет от разных людей,
  • если клиент оставляет на банковском счете на конец дня в течение недели не больше 10 процентов от среднего объема ежедневных операций по этому счету. На деле это означает, что через счет постоянно проходят деньги, но к вечеру исчезают.

В любом из этих случаев банк может запросить документы, подтверждающие законность и экономический смысл совершаемых клиентом операций. Если пояснения не поступят в срок, банк вправе приостановить операции по счету.