За что критикуют российскую игру «Смута»

В Институте развития интернета не видят поводов для трагедии в ситуации с нашумевшим проектом

11.04.2024 00:00

Автор: Николай Козин

За что критикуют российскую игру «Смута»
  © freepik.com

Вот уже неделю в интернете не утихает бурное обсуждение российской компьютерной игры «Смута». Проект, на который разработчики получили государственный грант в полмиллиарда рублей и на который многие смотрели как на надежду российского геймдева, по мнению ряда критиков и игроков, попросту провалился — критики считают, что «Смута» увидела свет кривой и недоработанной. Что будет с игрой дальше, доведут ли ее до ума и отобьются ли в конце концов вложенные государством деньги — разбиралась «Парламентская газета».

Мутная история о Смутном времени

Напомним: впервые об игре «Смута», посвященной событиям, как нетрудно догадаться, Смутного времени в России, заговорили в 2022 году, когда проект поддержал Институт развития интернета — некоммерческая организация, которая занимается распределением государственных грантов на создание и поддержку интернет-контента.

4 апреля 2024 года «Смута» вышла, но больших восторгов не снискала. Ряд критиков нашел ее откровенно неудачной: так, например, обозреватели сайта «Чемпионат.ком» Семен Кудряшов и Михаил Шевкун, попробовавшие новинку одними из первых, отмечали, что «путешествовать по миру скучно», «сражения лишены и капли увлекательности и хоть какого-то веселья», а игра в целом — «лишенный драматизма симулятор ходьбы». «Афиша Daily» назвала «Смуту» «симулятором скуки», а «Российская газета» сравнила с зарубежной игрой Assassins Creed 2007 года выпуска — и не в пользу отечественного проекта. Не в восторге остались и простые игроки: так, на одном из ведущих российских порталов, посвященном компьютерным развлечениям, Stopgame, пользовательский рейтинг «Смуты» на момент подготовки этого материала составлял всего 1,5 балла из пяти.  

Среди первых поигравших в «Смуту» оказался и, например, депутат Госдумы Виталий Милонов. Рассказывая «Парламентской газете» о своих впечатлениях, политик не смог сдержать эмоций:

«Видимо, польские интервенты какие-то на разработчиков повлияли, что они такое сделали. Криво ходящие герои, шейдеры, текстуры уровня 2000 года, — рассказал Милонов. — Вы поймите — я же не против, я очень даже за то, чтобы наш геймдев развивался. Я компьютерными играми увлекаюсь еще с восьмидесятых, когда большинства современных фанатов еще и в проекте-то не было. Но это… но нет. Можно простую параллель провести: вот недавно вышла игра от наших разработчиков, Atomic heart. Да, может, мы ее перехвалили в чем-то, как обычно. Но игра-то годная. Саундтреки крутые, сюжет, геймплей — но все парни смогли, со всем управились. И ни копейки бюджетных денег, попрошу заметить, не взяли. А тут… видимо, все-таки госфинансирование — не лучшее подспорье для создания компьютерных игр».

Виталий Милонов. © пресс-служба Госдумы

Парламентарий также раскритиковал тех, кто в оправдание «Смуты» заявлял, что бюджет в 500 миллионов — это очень мало, особенно по сравнению с бюджетами заграничных тайтлов, которые обычно исчисляются десятками миллионов долларов.

«Игра, попрошу заметить, не бесплатная, — заявил депутат. — Я лично за нее заплатил две тысячи рублей. Это, между прочим, ценник выше, чем у некоторых западных проектов. Это во-первых. Во-вторых — что значит «крошечный бюджет»? Другие вообще без бюджета игры делают, на чистом энтузиазме и любви к искусству. Ищут инвесторов, берут денег взаймы, отбивают их потом за счет продаж. Много путей. Так что сетовать на недостаток средств, да еще и с учетом того, что средства эти государственные, — ну, это просто непорядочно, другого слова я не подберу».

Зампред IT-комитета Госдумы Антон Горелкин «Смуту» тоже сдержанно пожурил — в своем Telegram-канале парламентарий заявил, что разработчики «слишком увлеклись историзмом в ущерб геймплею».

Доля китайских машин в таксопарках России может вырасти до 75 процентов

«Личку закидали ссылками и скриншотами на критические отзывы о «Смуте», — написал Горелкин. — Я бы очень удивился, если бы их не было, ведь игра действительно получилась неидеальной. Чаще всего геймеры ругаются на боевую систему и однотипные квесты, но отмечают красивую графику и высокую проработку игрового мира. Стоит признать, что команда проекта слишком увлеклась историзмом в ущерб геймплею. Надеюсь, что этот баланс будет исправлен в ближайших обновлениях. Как правильно было сказано на презентации «Смуты», настоящая работа над игрой начинается в день ее релиза».

Антон Горелкин. © пресс-служба Госдумы

При этом депутат напомнил, что бюджет у «Смуты» был даже меньше бюджета первого «Ведьмака», вышедшего в 2007 году, и отметил, что «впервые наши государство и игроделы были в одной команде и выпустили совместный продукт».

«Хотя еще несколько лет назад никто из них не скрывал взаимной неприязни, что отчетливо проецировалось и на общество, и на бизнес, — подчеркнул парламентарий. — Я рассчитываю, что «Смута» поменяет отношение россиян к видеоиграм, в них перестанут выискивать деструктивные смыслы, а будут рассматривать как инструмент развития и кто-то наконец начнет в них инвестировать».

«Вероятность ошибки всегда высока»

В Институте развития интернета, который профинансировал «Смуту», к ситуации отнеслись сдержанно. Как рассказал «Парламентской газете» директор ИРИ Алексей Гореславский, доделывание крупных игровых проектов после релиза — нормальная и распространенная практика.

«Я бы не призывал судить об игре по каким-то конкретным впечатлениям на данном этапе, — пояснил Гореславский. — Работа над ней продолжается. Я думаю, еще год будут доводиться до ума какие-то вещи. Поэтому никаких поводов для сомнений или тем более для трагедии, на мой взгляд, нет».

Миссия НАТО на Украине: чем ответит Россия

500 миллионов рублей, отметил собеседник издания, выдавались «Сайберии Нова» на безвозвратной основе, заставлять их каким-то образом компенсировать разработчиков не будут. Но и какого бы то ни было дополнительного финансирования со стороны ИРИ дальнейшая работа над «Смутой» не предполагает — все правки и переделки разработчики будут оплачивать сами.

«Сам факт создания отечественного продукта уже является достижением, — подчеркнул Гореславский. — Во второй, третьей, я не знаю, тридцать пятой версии, но все те вещи, которых аудитории на момент релиза не хватило, обязательно появятся. Предварительно, до конца этого года запланировано внесение серьезных правок — причем не только в саму игру, но и в образовательные уровни, которые сейчас выпущены и активно скачиваются. Вот когда разработчики придут к какой-то новой версии — 2.0, 3.0, как угодно можно ее назвать, — тогда уже, возможно, и появится смысл рассуждать о каких-то дополнительных вложениях».

Как-либо менять подход к финансированию будущих проектов, отметил руководитель ИРИ, тоже не планируется.

«Я бы с огромным удовольствием принял на работу человека, который способен гарантировать создание продукта надлежащего качества, — отметил Алексей Гореславский. — Но, к сожалению, таких людей попросту не существует — ни у нас, ни на Западе, ни где бы то ни было еще. Поэтому каждый проект — это в какой-то степени венчур, инвестиция, шанс создать что-то новое, необычное. И вероятность неудач на этом пути довольно высока».

Не поддержал идею как-либо наказать разработчиков за провал, к слову, и Виталий Милонов. Однако, по его словам, текущая система распределения государственных денег требует очевидной доработки.

«Я против того, чтобы вот сейчас просто все взять и выкинуть на помойку и вообще все инициативы прикрыть, — подчеркнул депутат. — Надо просто оптимизировать существующие механизмы. Самое главное — организовать какой-то пул грамотных, компетентных экспертов, которые разбирались бы в играх и могли бы разработчиков, особенно новых, неопытных, направить в нужное русло, что-то им подсказать. Мы все готовы. Я честно могу сказать: будет со стороны разработчиков или ИРИ желания — и я лично, и мои коллеги, все подключимся. Более того — я уверен, у нас есть множество крутых специалистов, которые тоже с удовольствием окажут какую-то помощь. Просто чтобы сохранить престиж — наш престиж на мировой геймдизайнерской арене».

Читайте также:

• Эксперт рассказал, откуда в России пошла мода на игры по славянским сказкам • Сенатор Скаковская пояснила, почему школьники смогут использовать сюжеты видеоигр на ЕГЭ