Все о пенсиях в России

вчераДепутат Бессараб объяснила, почему в России не снизят пенсионный возраст

26.11.2024Пенсии в новых регионах хотят проиндексировать до прожиточного минимума

26.11.2024Величину индивидуального пенсионного коэффициента предложили снизить

Юрий Станкевич: Экономических предпосылок для падения цен на бензин нет

Розничная стоимость самых ходовых категорий топлива в будущем году повысится, но в плановом режиме

00:00  Автор: Николай Козин

Юрий Станкевич: Экономических предпосылок для падения цен на бензин нет
Юрий Станкевич. © Игорь Самохвалов/ПГ

Топливо в России продолжит дорожать, но планово, на уровень инфляции. Каких-либо резких потрясений на рынке нефтепродуктов не предвидится и даже более того — топливно-энергетический кластер в стране возвращается к прежнему нормальному и стабильному режиму работы, о чем говорит, в частности, намерение Минэнерго разрешить экспорт бензина АИ-92, высказанное недавно вице-премьером Александром Новаком. О том, чего ждать конечным потребителям, и о том, как будет формироваться глобальная энергетическая стратегия России, рассчитанная до 2050 года, в  интервью «Парламентской газете» рассказал заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич.

«Удастся ли выдержать прогнозный уровень инфляции, пока сказать невозможно»

- Юрий Аркадьевич, вице-премьер Александр Новак накануне сообщил журналистам, что Правительство в ближайшее время рассмотрит предложение Минэнерго возобновить экспорт из страны бензина АИ-92. Чем продиктована подобная инициатива и о чем она говорит?

- Мы не раз говорили, что Россия исторически и по нефти, и по нефтепродуктам является нетто-экспортером. Мы производим намного больше, чем потребляем. Куда-то «пристраивать» излишки внутри страны, создавать искусственный профицит — не лучшее решение. Система производства нефтепродуктов такова, что формирование искусственного профицита приведет к убыткам крупных нефтеперерабатывающих предприятий. Возникнет дисбаланс, который отразится на всей цепочке продукции: от падения уровня производства до снижения налоговых отчислений. Поэтому дополнительные объемы уходят на экспорт. Это всегда было нормой жизни. Но в прошлом году из-за того, что возникали локальные дефициты, мы, чтобы сбить ажиотажный спрос и не играть на руку недобросовестным поставщикам, экспорт ограничили. Это изначально была временная мера. И сейчас Правительство предлагает вернуться к нормальному режиму работы.

- Будут ли индексироваться цены на топливо в следующем году?

- Я думаю, что всем нам хотелось бы услышать, что цены на основные товары и услуги — и не только нефтепродукты, но и, скажем, электричество и ЖКХ — будут снижаться. Но я такого заявления сделать не могу, потому что для этого нет экономических причин. Та стоимость, которая сегодня образуется в топливно-энергетическом комплексе и конкретно в нефтяной отрасли, является существенным источником пополнения как федерального бюджета, так и бюджетов иных уровней. Мы в 2024 году по инициативе Правительства дважды пересматривали только решение об увеличении ставок акцизов. А как вы знаете, акциз — это, по сути, налог на потребление, который не учитывает себестоимость, а просто накладывается сверху, и тем самым государство уже через потребителя изымает дополнительную ренту.

- Можно ли сказать, к чему готовиться автовладельцам?

- Для автовладельцев как для конечных потребителей ситуация наиболее предсказуемая. Нравится нам или нет, но мы ту систему, которая сейчас наблюдается на внутреннем рынке нефтепродуктов, можем назвать квазирыночной. Потому что вне зависимости от того, как меняются налоговые условия, ценовая конъюнктура, издержки компаний и так далее, Правительство уже на протяжении нескольких лет прямо следует правилу «рост розничных цен не выше инфляции». Какой будет инфляция в следующем году — пока что мы можем судить, лишь опираясь на прогнозы Минэкономразвития, которое называет показатель в пять процентов. Будет ли он выдержан — покажет время. Как мы видели в этом году по той же продуктовой корзине, прогнозный уровень инфляции выдержать не удалось. Что будет дальше, пока предсказывать бессмысленно.

«Чтобы занять свое место под солнцем, придется поработать локтями»

- В декабре в Госдуме пройдут обсуждения проекта энергетической стратегии России на период до 2050 года. Какова степень ее готовности на данный момент?

- О степени готовности стратегии я могу судить только по тем дискуссиям, к которым привлекаются различные институты, экспертное сообщество, органы власти, поскольку это документ Правительства, а главным его исполнителем является Минэнерго. По моим ощущениям, готовность выше 90 процентов. И до Нового года документ если и не утвердят, то по крайней мере внесут в Правительство.

Что касается принципиальных отличий от действующей редакции, то они обусловлены событиями последних трех лет, изменением логистических цепочек и перестройкой отношений России как ключевой страны по производству и экспорту трех основных энергоресурсов — угля, нефти и газа — с Евросоюзом. Это тот вызов, который нам нужно принять. Пока что ответов на все вопросы, которые он перед нами ставит, нет. Но есть четкое целеполагание, есть, скажем так, образ идеального будущего, к которому мы стремимся.

- Какие ключевые задачи предстоит решить для реализации стратегии?

- Наши партнерские связи с Евросоюзом в части поставок энергоресурсов были не просто крепкими, но еще и абсолютно взаимовыгодными. Соответственно, перестройки существующей системы, необходимость переориентации наших основных товарных потоков на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и Южной Америки — та ключевая задача, которая перед нами стоит.

Кроме того, есть один важный момент, который позволяет нам полагать, что наиболее вероятный сценарий развития российской энергетики до 2050 года будет все-таки оптимистичным. До 2050 года — и это подтверждают не только наши собственные прогнозы, но и оценки Международного энергетического агентства, ОПЕК+ и прочих международных институтов — спрос на основные энергетические ресурсы, нефть, газ и уголь будет расти. Более того, он может вырасти где-то на 20, а где-то и на 30 процентов. Мы предполагаем, что годовой объем условного топлива, которое совокупно потребляется в мире, составит к этому времени порядка 25 миллиардов тонн. И задача России не просто сохранить ключевые показатели добычи и экспорта энергоресурсов, но и, возможно, усилить свое присутствие на мировых рынках. Но тут нужно учитывать, что при увеличивающемся спросе будет расти и конкуренция между поставщиками. Поэтому для того, чтобы занять свое место под солнцем, придется, образно выражаясь, не просто потолкаться, а усиленно поработать локтями.

Читайте также:

• Российские самолеты полетят на биотопливе