Взносы на капремонт предлагают защитить от неэффективных трат
ФОТО: АГН МОСКВА
Бюджеты субъектов РФ хотят обязать компенсировать средства фондов капитального ремонта, потраченные на работы в многоквартирном доме, который затем признали аварийным. Законопроект, устанавливающий такой механизм, разработала зампредседателя комитета Госдумы по контролю и регламенту Наталья Костенко совместно с Ассоциацией региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов (АРОКР). Сейчас документ находится на рассмотрении фракции «Единая Россия» и ожидает отзывов регионов, сообщила она «Парламентской газете».
В России взносы на капремонт собирают двумя способами: на спецсчёт конкретного дома (за это должны проголосовать собственники на общем собрании) или по принципу «общего котла». Во втором случае региональный оператор капремонта, по сути, тратит средства от собственников одного дома на ремонт других домов согласно графику работ.
Возникают ситуации, когда средства граждан, собранные на капитальный ремонт, тратятся неэффективно, поскольку капитальный ремонт был проведен в домах, которые в итоге будут расселены. Таким образом, нарушаются права собственников других домов, так как региональный оператор из-за недополученных сумм уже не может выполнить свои обязательства перед ними.
По данным Костенко, в 58 российских регионах были ситуации, когда дома признали аварийными после того, как в них уже провели капитальный ремонт. «Всего по стране насчитывается 1063 таких дома, сумма потраченных средств на капремонт превышает 786 миллионов рублей», — подчеркнула она.
Депутат отметила, что и Правительство, и Госдума, и ОНФ постоянно говорят о том, что программы капремонта и расселения аварийного жилья должны быть синхронизированы. «Однако, как мы видим, на практике фонд и региональная власть составляет одни списки, муниципалитеты другие, а в итоге пропадают деньги граждан», — резюмировала она.
На старте формирования систем капремонта было недостаточно данных о состоянии многоквартирных домов, поэтому программы капремонта были сверстаны очень быстро и не были синхронизированы с программами расселения аварийного жилья, пояснила проблему исполнительный директор АРОКР Анна Мамонова. Соответственно, региональные операторы могли выполнять работы по капремонту в домах, по которым или уже была запущена процедура признания аварийности, или которые уже признали аварийными, но такие сведения отсутствовали у регионального ведомства. «Сейчас долги за проведенные работы на аварийных домах «висят на котле», поскольку в законодательстве отсутствуют нормы для их покрытия», — заключила эксперт.
Поэтому и возникла необходимость закрепить в законодательстве основания для того, чтобы региональные бюджеты могли возмещать этим «котлам» деньги, потраченные на ремонт домов, впоследствии признанных аварийными, отметила Мамонова.
Законопроект, разработанный Натальей Костенко совместно с экспертами АРОКР, предусматривает компенсацию средств за счёт регионального бюджета в случае невозвратности ранее заимствованных и потраченных денег одних домов на ремонт других, впоследствии признанных аварийными и подлежащими сносу. Такой механизм оправдывает и прописанная в Жилищном кодексе субсидиарная ответственность субъекта РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками жилья, уточнила Костенко.
Парламентарий также надеется, что предлагаемые изменения не только компенсируют впустую потраченные средства, но и повлекут за собой более пристальный контроль со стороны органов исполнительной власти и контрольных органов субъектов за синхронизацией программ. «А главное, что права граждан, исправно платящих взносы на капремонт, не будут ущемлены из-за отсутствия средств», — отметила она.
Ещё материалы: Наталья Костенко