Вывоз красной икры из Хабаровска и с Чукотки хотят ограничить
Законопроект: № 731498-8
В Госдуму внесли законопроект о продлении до 2027 года эксперимента, который проводится сейчас на Камчатке. Речь идет о запрете авиаперевозок красной икры непромышленного производства весом более 10 килограммов на одного пассажира. «Парламентская газета» ознакомилась с документом, размещенным 4 октября в электронной базе Госдумы.
Эксперимент, направленный на борьбу с перевозкой незаконно добытой икры, действует в Камчатском крае с 2022 года. Региональное правительство все это время собирало данные о его ходе совместно с Россельхознадзором. Судя по этим данным, такой опыт показал высокую эффективность: с начала эксперимента в ноябре 2022 год по 31 декабря 2023 года из региона вывезли примерно 72 тонны икры. За аналогичный период с 2020 по 2021 год этот объем составлял 289 тонн.
До введения эксперимента учитывалась только икра, вывозимая в промышленной таре емкостью 10-50 килограммов, при этом невозможно было учитывать ту, что пассажиры везли в обычных бытовых контейнерах в сумках и чемоданах. С его введением объемы продукции, покидающей регион, стали постепенно снижаться.
«По состоянию на 26 июля 2024 года проконтролирована перевозка порядка 334 тонн икры непромышленного изготовления, а также выявлено 33 нарушения», — говорится в пояснительной записке к законопроекту. Всего с нарушениями с Камчатки пытались вывезти 583 килограмма деликатеса.
В рамках данного опыта стали отслеживать и показатели удельной массы багажа на одного пассажира. С ноября 2022 года они резко сократились. В 2023 году масса отправленного багажа снизилась на 1,13 процента по отношению к аналогичному периоду 2022 года, притом что число пассажиров, покидающих регион, выросло на 8 процентов.
«На данный момент в сравнении с 2023 годом параметр также имеет значения ниже тех, что были до эксперимента», — уточняется в пояснении.
Присоединиться к проекту решила и Чукотка. Камчатское руководство считает нужным распространить эксперимент и на другие заинтересованные регионы Дальнего Востока, например Хабаровский край, где тоже выразили готовность поучаствовать в нем.
«Поступившая из правительства Камчатского края информация в полной мере подтверждает целесообразность дальнейшего расширения эксперимента, — отмечают авторы инициативы. — В то же время отсутствие правовых норм, регламентирующих перевозку икры лососевых видов рыб авиационным транспортом в личном багаже и (или) ручной клади, создает условия для дальнейшего функционирования канала транспортировки браконьерской икры с территории Чукотского автономного округа в промышленных масштабах».
Подобная ситуация наблюдается и в Хабаровском крае, поэтому и было предложено включить их в эксперимент.
Инициативу подготовила группа сенаторов и депутатов, среди них первый зампред Совета Федерации Андрей Яцкин и вице-спикер Госдумы Ирина Яровая.
Первый зампред Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, соавтор законопроекта Сергей Митин отметил, что данная инициатива «ни у кого, кроме браконьеров, не вызывает антипатии». По его словам, она поможет в борьбе с незаконным производством икры.
«Какая-то часть незаконно добытой икры просто-напросто вывозилась с этих территорий через самолетные перевозки, пассажирский транспорт, сейчас это будет ограничено. И, естественно, больше будет икры, добытой законным образом», — сказал сенатор «Парламентской газете».
Читайте также:
• Жителей Дальнего Востока обещают напоить молоком • Матвиенко поддержала продление эксперимента по ограничению перевозки икры • В РФ выявили 26 «неустановленных» производителей икры
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в ноябре.
Ещё материалы: Андрей Яцкин, Ирина Яровая