Выше инфляции цена на бензин не поднимется
Правительство нащупывает способ обуздать рост цен на нефтепродукты
Премьер-министр Дмитрий Медведев пригрозил нефтяным компаниям ввести запретительные пошлины на вывоз нефтепродуктов для предотвращения роста цен на топливо на внутреннем рынке. По оценкам экспертов, за неделю с 22 по 29 октября на московских заправках средняя цена за литр бензина Аи-92 выросла на 4 копейки, Аи-95 — на 5 копеек. Председатель Комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный рассказал «Парламентской газете о том, что делает Правительство для того, чтобы не повторился весенний скачок цен на ГСМ.
Павел Николаевич, почему цены на бензин опять поползли вверх?
- В последнее время цены на нефтепродукты на внутреннем розничном рынке искусственно сдерживались. Заправочные комплексы, которые принадлежат нефтяным компаниям, терпели убытки. При этом рыночное ценообразование на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже формируется на основании спроса и предложений. Там цены несколько подросли, что привело к возникновению диспаритета цен. То есть стоимость нефтепродуктов на оптовом рынке стала выше, чем на внутреннем розничном.
Из-за чего случился рост цен на оптовом рынке?
- Нефтяные компании, чтобы как-то компенсировать убытки своих АЗС, стали повышать оптовые цены. Это обстоятельство и сказалось на росте розничных цен независимых трейдеров, доля которых на российском рынке нефтепродуктов составляет по объемам 40 процентов. Свою роль сыграло и запланированное на январь 2019 года повышение акцизов на нефтепродукты. С 1 января акцизы на бензин и дизтопливо увеличатся в полтора раза, до 12,314 тысяч и 8,541 тысяч рублей за 1 тонну соответственно.
Поэтому Правительство решило подстраховаться и ввести запретительные пошлины?
- Этот защитный механизм был предусмотрен не сейчас, а значительно раньше. Согласно законодательной норме, у Правительства есть хороший рычаг в виде ввода таможенной пошлины до 90%, если цены на внешнем рынке в течение квартала изменяются на 15 процентов. Но никто не может спрогнозировать насколько рынок будет подвержен волатильности, что может привести к непредсказуемому росту цен либо появлению спекулянтов. Поэтому Правительство пытается работать на упреждение, чтобы не допустить роста цен выше инфляции.
По сути, возвращаемся опять к ручному управлению?
- Правительство как раз и ставит перед собой задачу уйти от ручного управления и перейти к рыночным механизмам ценообразования, при которых внешний топливный рынок не влиял бы на формирование цен на внутреннем. Ввод экспортных пошлин как раз и позволяет этого добиться. Они дают возможность регулировать внутренний рынок, предупреждая рост цен на бензин выше сложившегося сегодня уровня.
Об этом и говорили представители нефтяных компаний на встрече с Дмитрием Козаком? Каких-то конкретных результатов удалось добиться?
- Речь шла о том, чтобы нефтяные компании продавали бензин независимым трейдерам по тем же ценам, что и своим «дочкам». Это позволит бы удержать розничные цены на топливо. Депутаты на совещании не присутствовали, но, по моим сведениям, сторонам вроде бы удалось договориться. На том же совещании был предложен вариант лицензирования НПЗ, что предполагает обязательство поставлять определенные объемы нефтепродуктов на внутренний рынок. Но, насколько я знаю, окончательного решения пока не принято.
К чему лицензия, если в рамках налогового маневра российским НПЗ был предложен так называемый обратный акциз, который как раз и должен был простимулировать производство бензина для внутреннего рынка. Почему инструмент не заработал?
Обратный акциз хорошо работает при стабильной ситуации, но в условиях волатильности — если цена скачет вверх или вниз — то этого будет не достаточно. Если цена на топливо на внешних рынках пойдет вверх, то спекулянты станут покупать у НПЗ бензин и отправлять его за границу. Поэтому и встал вопрос о лицензировании или квотировании нефтепродуктов.
Павел Николаевич, ваш прогноз: повторится весенний скачок цен на ГСМ или нет?
- Правительство сегодня делает все возможное, чтобы цена на топливо не поднималась выше уровня инфляции. А вот какой именно механизм задействует кабмин, станет известно в ближайшие дни. Пока, я повторю, окончательное решение по выбору средств выхода из ситуации еще не принято. Но ясно одно: метод должен быть рыночным, выгодным и гибким, не сопряженным с необходимостью каждый раз собирать нефтяников и заставлять или просить их что-то делать.
Ещё материалы: Павел Завальный